Вернуться к обычному виду



Адамчук Александр Николаевич

  
  • Облако тегов

  • Архив

    «   Июнь 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30    
Адамчук Александр

Адамчук Александр Николаевич

Автор: Адамчук Александр

Адамчук Александр Николаевич (р.1959), физтех, инженер-физик, выпускник ФМШ №18 при МГУ, МФТИ, The University of Chicago. русский, в США с августа 1991. интересы в области науки и инженерии, в том числе финансовой и социальной. Public Profile http://www.linkedin.com/in/aadamchuk


Школе имени Колмогорова — 50!



Празднование юбилея школы-интерната имени А.Н. Колмогорова — специализированного учебно-научного центра (факультета) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (СУНЦ МГУ) — начнется в фундаментальной библиотеке МГУ 7 декабря в 15 часов (начало регистрации — с 14.00).

Полвека назад у истоков создания этой школы стояли академики А.Н. Колмогоров, И.К. Кикоин и И.Г. Петровский. Уникальна была образовательная концепция, дающая возможность реализовать творческий потенциал подросткам из провинциальных неуниверситетских центров и сельских школ. Для разработки и внедрения методик такого образования требовались талант, задор и ответственность, чего Московскому университету было не занимать. Именно его преподаватели совместно с преподавателями тогдашнего Физтеха явили миру новую образовательную модель, которой не было аналога. В то время, когда степень доктора наук давали за реальный нетривиальный вклад в науку, многие выпускники интерната становились докторами наук до достижения 30-летия, что было весьма показательно.

С тех пор почти каждый третий выпуск интерната пополнял ряды академиков. Доктора и кандидаты наук есть в каждом классе каждого выпуска, завершившего высшее образование.

Основная занятость выпускников — наука и образование (управление образованием, высшее, дополнительное, специализированное). Многие выпускники возвращаются в свои регионы и вливаются в образовательные и научные коллективы, часто их возглавляя или создавая свои научные и образовательные школы.

Не менее важна и сложившаяся среди сообщества выпускников культурная среда, которая обладает большим потенциалом развития в таких областях как политика, управление, бизнес, культура. Особенно важна эта культурная среда в области реализации гражданской ответственности выпускников — помощи в сохранении и развитии школы-интерната.

До 1988 года школа носила название «Специализированная школа-интернат № 18 физико-математического профиля при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова», или ФМШ-18. В 1988 году на ее базе был образован СУНЦ МГУ. Сегодня здесь учатся талантливые школьники из многих областей Российской Федерации и стран СНГ.

Главное отличие СУНЦ МГУ от других школ — его структурная принадлежность МГУ на правах факультета. Занятия проводят не только школьные учителя, но и ученые, занимающиеся научными исследованиями, имеющие научную степень, есть среди них и академики.

Сегодня СУНЦ МГУ — одна из лучших школ в России по уровню образования и уровню подготовки учащихся. Профилем школы традиционно считалась физика и математика, однако сейчас в СУНЦ МГУ существуют не только физико-математический, но и IT, химический и биологический профили обучения.

В 2013 году Московским центром непрерывного математического образовании был впервые составлен список 25 сильнейших школ России по показателям ЕГЭ, результатам Всероссийских и международных олимпиад. СУНЦ МГУ в этом списке занимает второе место.

Уважаемые выпускники и преподаватели интерната всех выпусков, друзья интерната! Если вы сбились со счета, напоминаем: ровно 50 лет назад в стенах нашей школы появились первые ученики и преподаватели, стало формироваться наше сообщество, представителей которого мы и приглашаем на День рождения школы!

http://trv-science.ru/2013/12/03/shkole-imeni-kolmogorova-50/

http://kolmogorov.livejournal.com/82988.html

20 октября - день памяти А.Н. Колмогорова



Андрей Николаевич Колмогоров (12 (25) апреля 1903, Тамбов — 20 октября 1987, Москва) — советский математик, один из крупнейших математиков ХХ века.




Портал посвящённый А. Н. Колмогорову
http://www.kolmogorov.info/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Колмогоров,_Андрей_Николаевич

Школа им. А.Н. Колмогорова
https://www.facebook.com/media/set/?set=oa.250526361662003



КОЛМОГОРОВ. Истина — благо
Из дневников А. Н. Колмогорова.
Из переписки А. Н. Колмогорова и П. С. Александрова.
Юбилейное издание в 3-x томах
http://kolmogorov.livejournal.com/16311.html



The Legacy of Andrei Nikolaevich Kolmogorov
April 25, 1903 - October 20, 1987
http://www.Kolmogorov.com

Новый род войск появится в России для борьбы с киберугрозами

Новый род войск появится в России для борьбы с киберугрозами
20 августа 2013 | 01:06

Это в эфире «Эха» подтвердил глава российского Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев (выпускник МФТИ). Сейчас идет работа над концепцией самой программы, которую будет развивать военное ведомство, добавил он. О создании новых подразделений в прошлом месяце сообщил источник РИА Новости в Министерстве обороны. Российский Фонд перспективных исследований был создан как аналог Агентства перспективных исследований США. Он занимается разработками в интересах обороны страны.

http://echo.msk.ru/news/1139360-echo.html
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=60870

Физтех на перспективной должности
Выпускник МФТИ Андрей Григорьев назначен гендиректором Фонда перспективных исследований. Соответствующий указ от 1 февраля подписал Президент России Владимир Путин.
http://za-nauku.mipt.ru/index/Grigorjev.html

о выборах нового директора школы СУНЦ МГУ, ФМШ, Школы-Интерната академика А.Н. Колмогорова



в прошлом году Президент РФ озвучил мысль о том, что директора школ должны избираться на открытых конкурсах.

эта процедура должна стать общим правилом по всей стране, а не исключением. с чего-то нужно начинать. и вот сейчас такая возможность есть, так как должность директора знаменитой физматшколы при МГУ оказалась вакантной.

было бы большой удачей для Интерната, если б на должность руководителя СУНЦ по конкурсу выбрали выпускника самого первого выпуска и председателя совета клуба выпускников ФМШ Александра Михайловича Абрамова.

вот есть замечательная книжка о ФМШ и её создателях и о самом первом выпуске ФМШ при МГУ, первых 19 выпускниках, среди которых был и А.М. Абрамов: "Кикоин. Колмогоров. ФМШ МГУ"
Составитель А.М. Абрамов. Издание второе, пересмотренное и дополненное. Издательство ФАЗИС, Москва 2009, 240 c.
http://kolmogorov.com/KikoinKolmogorov.pdf 13 Мб

А.М. Абрамов — прямой ученик, аспирант и многолетний сотрудник А.Н. Колмогорова в его образовательных делах и начинаниях, руководитель наших сборных команд на международных математических олимпиадах (именно он возил школьника Гришу Перельмана на ММО за золотой медалью), он многолетний член правления Московского математического общества и прочая, и прочая.

чего ещё надо Интернату? какого достойного руководителя, способного послужить делу продолжения и развития наших интернатовских традиций и образовательных идей своего Учителя? преемственность и непрерывность традиции, учения, должна быть обеспечена.

вот только хотелось бы повысить статус СУНЦ внутри Университета и привести его в соответствие с утверждением из названия СУНЦ и его Устава — «на правах факультета».

если СУНЦ — это факультет МГУ, то во главе СУНЦ и Учёного совета СУНЦ должен быть декан СУНЦ или даже проректор по СУНЦ, как и было предусмотрено в постановлении о создании СУНЦ из ФМШ №18.

Интернату нужен реальный лидер и порядочный человек во главе, а не крепкий хозяйственник. в некотором смысле А.М.Абрамов — носитель духа школы Колмогорова, этот дух следует сохранить и передать тем, кто будет после нас.

я не за «назначение», а за открытый конкурс на замещение вакантной должности руководителя СУНЦ МГУ.

у А.М. Абрамова, как у всякого реального потенциального кандидата, есть программа, частично отражённая в опубликованном им «Колмогоровском проекте», соавтором которого он является.
http://www.park.futurerussia.ru/extranet/blogs/aadamchuk/114/

это программа развития дела А.Н. Колмогорова, программа стратегическая и мобилизационная.

наш Интернат может стать методическим центром, сердцем «Колмогоровского проекта».

это и есть развитие Школы Колмогорова и идей её отцов-основателей.

если будет открытый конкурс, то мы сможем сравнить программы всех кандидатов и сделать свой выбор, кого поддержать и на конкурсе, и в дальнейшем.

обсуждение в группе выпускников ФМШ №18/СУНЦ МГУ в фейсбуке
Школа им. А.Н. Колмогорова
https://www.facebook.com/groups/161996860514954/permalink/490832370964733/

http://kolmogorov.livejournal.com/78256.html

«#Мелерзановгейт»

впервые в МФТИ декан-стоматолог — это круто! «#Мелерзановгейт»?

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ http://www.fesmu.ru/elib/Article.aspx?id=34875

Аннотация:

Основной стратегической целью финансовой деятельности предприятия является максимализация его рыночной стоимости. В особых условиях находятся предприятия отрасли здравоохранения, которые должны сочетать экономические стимулы с этическими императивами и социальными задачами государства. В связи с этим стратегия финансово-экономической деятельности негосударственной стоматологической организации должна быть направлена на достижение и поддержание финансового равновесия, оптимизацию структуры капитала. Финансовое обеспечение деятельности лечебно-профилактических организаций является фактором финансовой стабильности, платежеспособности, а главное - конкурентоспособности.

ФБМФ http://mipt.ru/dbmp/about/deanery/
НАШИ ИНТЕРВЬЮ: АЛЕКСАНДР МЕЛЕРЗАНОВ - ДЕКАН ФБМФ

Вступил в силу приказ ректора МФТИ Н.Н. Кудрявцева о создании факультета биологической и медицинской физики. Он образовался в результате реорганизации ФМБФ: самый крупный физтеховский факультет разделился на факультет молекулярной и химической физики (ФМХФ) и, собственно, факультет биологической и медицинской физики (ФБМФ).
По сути, ФМХФ существует более полувека – менялось лишь название факультета. А вот факультет биологической и медицинской физики – это принципиально новый образовательный проект. Декан ФБМФ Александр Мелерзанов рассказывает о его целях и задачах.

- Александр Викторович, позвольте Вас представить, как декана только что созданного ФБМФ. Расскажите, кто Вас пригласил на Физтех и за какие заслуги?

http://dolgoprudniy.bezformata.ru/listnews/aleksandr-melerzanov-dekan-fbmf/8144250/
http://za-nauku.mipt.ru/index/fbmf_neuer.html

Мелерзанов Александр Викторович,
Выпускник Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, факультет подготовки научных и научно-педагогических кадров (1994 год выпуска). Кандидат медицинских наук (2011).

Скачать файл: АВТОРЕФЕРАТ Мелерзанов.doc (174,5 кб)
http://www.mma.ru/download.php?id=63782

UPD. забавно, что вышеуказанный автореферат диссертации нашего героя вдруг пропал с сайта мединститута

Мелерзанов Александр Викторович защитил диссертацию на звание к.м.н.в прошлом году (22 февраля 2011 г.) в Диссертационном совете Д. 208.040.02 по теме «Организационно-правовые аспекты внедрения новых клеточных технологий в здравоохранение Российской Федерации» http://www.mma.ru/article/id63782

Опубликован приказ о порядке реорганизации факультета молекулярной и биологической физики МФТИ. http://bio.fizteh.ru/student/fmbf_reorganization_prikaz_02112012.pdf

http://fizteh.livejournal.com/246596.html

Гейм считает, что технологическим прогрессом последних 40 лет мир обязан холодной войне между СССР и США

Лауреат Нобелевской премии по физике и один из первооткрывателей графена Андрей Гейм предсказал наступление технологического кризиса, вызванного иссяканием потока новых фундаментальных открытий. Статья Гейма опубликована в издании Financial Times.

"Я наблюдаю глубокий кризис производства нового знания. Открытия происходят и сейчас, но скорость этого процесса уменьшилась. А без нового знания возможно возникновение только производных технологий, которые, сколь бы важны ни были, не способны поддерживать уровень экономического роста, наступившего с индустриальной революцией" - пишет Гейм.

По словам физика, "не существует такой вещи, как бесполезное фундаментальное знание", так как даже такие отвлеченные дисциплины как математика и квантовая физика принесли технологические плоды в виде компьютеров, лазеров, мобильных телефонов и интернета.

Гейм считает, что технологическим прогрессом последних 40 лет мир обязан холодной войне между СССР и США, которая заставляла инвестировать в фундаментальные исследования. В то же время отсутствие настолько же серьезных рисков теперь, по его словам, заставляет правительства сворачивать исследовательские программы.

В качестве единственного позитивного сценария развития ученый рассматривает обнаружение астероида, столкновение с которым было бы "достаточно опасным" для всей планеты. Это, по словам Гейма, сможет стимулировать получение новых знаний и разработку новых технологий.

Андрей Гейм получил Нобелевскую премию по физике в 2010 году совместно со своим бывшим сотрудником Константином Новоселовым. Работа физиков, опубликованная в 2004 году, была посвящена технологии получения графена - однослойного двумерного углерода. Гейм также стал лауреатом Шнобелевской премии за эксперимент с левитирующей лягушкой. Будущий ученый родился в Сочи, защитил диссертацию в Институте физики твёрдого тела РАН и уехал из СССР в 1990 году.

http://lenta.ru/news/2013/02/06/geim/

Напомним, что Нобелевскую премию по физике за 2010 год Андрей Гейм и его коллега Константин Новоселов получили за работы по созданию графена - двухмерной решетки, состоящей из одинарного слоя атомов углерода. Материал практически прозрачен и обладает высокой прочностью и хорошей электро- и теплопроводностью. За 10 лет до получения Нобелевки Гейм также стал лауреатом знаменитой Шнобелевской премии за опыты по левитации лягушек.

Гейм родился в Сочи в 1958 году, окончил МФТИ, защитил кандидатскую диссертацию в Институте физики твёрдого тела РАН и уехал из СССР в 1990 году. Сейчас Гейм является гражданином Нидерландов, работает в лаборатории Манчестерского университета (Великобритания) и возвращаться в Россию не собирается даже «за мешок золота».

http://polit.ru/news/2013/02/06/jump_Geim/

Выпускник МФТИ Андрей Григорьев назначен гендиректором Фонда перспективных исследований.

Физтех на перспективной должности



Выпускник МФТИ Андрей Григорьев назначен гендиректором Фонда перспективных исследований. Соответствующий приказ от 1 февраля подписал Президент России Владимир Путин.
Кандидатуру члена Военно-промышленной комиссии Андрея Григорьева на пост генерального директора Фонда перспективных исследований предложил попечительский совет ФПИ, председатель которого – вице-премьер России Дмитрий Рогозин.
Григорьев Андрей Иванович – выпускник ФАКИ, доктор технических наук,
профессор, заместитель заведующего базовой кафедрой автоматизированных биотехнических систем. До назначения на высокую и ответственную должность гендиректора ФПИ, Андрей Григорьев работал в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.
Фонд перспективных исследований был создан в октябре 2012 года. Это некоммерческая организация, российский аналог американского Агентства перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA). ФПИ подчиняется Министерству обороны и правительству России. Основная задача Фонда – содействие развитию высокорискованных научных исследований и разработок в области обороны.
Уже в этом году ФПИ приступает к работе над десятками «оборонных» проектов, через несколько лет их количество должно увеличиться до 150. По словам Дмитрия Рогозина, объем финансирования фонда достигнет трех миллиардов рублей, пока же он составляет 150 миллионов рублей.

http://za-nauku.mipt.ru/index/Grigorjev.html

«Исследования и разработки»

Правительство России в декабре 2012 года утвердило государственную программу «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы. Одним из её инструментов станет новая ФЦП с тем же названием – «Исследования и разработки».

В конце 2013 года завершится федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы». http://www.fcpir.ru/
Поделиться предварительной оценкой эффективности программы корреспондент STRF.ru попросила генерального директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Дирекция научно-технических программ» Минобрнауки России Андрея Петрова.

Справка STRF.ru: Андрей Николаевич Петров окончил физико-математическую школу-интернат № 18 имени А.Н. Колмогорова при МГУ, Московский физико-технический институт. Кандидат химических наук. С 1979 года работал в Институте химической физики им. Н.Н. Семёнова. С 1996 года директор Центра фотохимии РАН. С 2005 года руководит государственным учреждением «Государственная Дирекция целевой научно-технической программы». В 2012 году Дирекция переименована в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Дирекция научно-технических программ»

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=51748

Фонд "Сколково" — это один из инструментов внешнего управления в России.

Совет Фонда "Сколково" подвел итоги работы за 2012 год

В Мюнхене (Германия) прошло заседание Совета Фонда «Сколково». В рамках мероприятия были озвучены основные результаты работы за текущий год и определены перспективные направления деятельности на 2013 год.

В заседании приняли участие председатель Совета Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, сопредседатель Совета фонда «Сколково» Крэйг Барретт, председатель правления ОАО Роснано Анатолий Чубайс, президент и председатель правления компании Siemens AG Петер Лешер, вице-президент компании Google по развивающимся рынкам, Европе, Ближнему Востоку и Африке Мохаммед Гавдат и другие.

http://community.sk.ru/press/b/weblog/archive/2012/12/20/sovet-fonda-skolkovo-podvel-itogi-raboty-za-2012-god.aspx

более-менее понятно, что Фонд Сколково управляется извне. это один из инструментов внешнего управления в России. иначе почему Совет Фонда заседает в Мюнхене, а не в Москве?

«О государственном стратегическом планировании» — Закон «О ГСП».

1. предлагаю ввести в употребление короткое название федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании» — Закон «О ГСП».

ГСП — это Государственное Стратегическое Планирование, аббревиатура.

Закон «О ГСП» — это говорящее, легко запоминающееся название, мем.

аббревиатура «ГСП» хорошо известна тем, кто знаком с системами управления баллистических ракет и космических аппаратов, а так же с навигацией автономных морских и воздушных судов.

ГСП — это гиростабилизированная платформа, один из основных элементов в современных системах управления.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Гиростабилизированная_платформа

"Гиростабилизированные платформы, как измерительный прибор, обычно используются в составе системы управления ракетами, космическими кораблями и орбитальными станциями, самолётами, морскими судами, подводными лодками и т. п."

посмертие

ещё раз повторюсь и скажу, что самым элегантным и мудрым политическим решением в нашей сегодняшней непростой ситуации было бы конституционно запретить дискриминацию при занятии выборных и административных должностей по образовательному признаку (а также по возрастному).

у нас в стране и кухарки могут руководить государством!

и мудрые старцы должны иметь право находиться при должности хоть до самой смерти и даже после своей физической смерти, в посмертии.

и молодёжь и даже дети, особенно наследники и преемники, должны входить в советы директоров и управляющие органы на равных правах со всеми остальными гражданами, живыми, мёртвыми и ещё не родившимися.

юридически их интересы могли бы представлять законные представители — регенты и местоблюстители.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Регент

Регентство (от лат. regens, «правящий») — временное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монарха.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Патриарший_местоблюститель

«присутствие высшего разума»



я полагаю, что поддерживаемая АСИ государственная кампания «против плагиата» в дипломах и курсовых работах нынешних студентов может оказаться чем-то вроде Испанской Инквизиции времён Торквемады.

ведь «проверке» могут подвергнуться институтские «дипломные работы» и самих гениальных руководителей партии и правительства, какой-нибудь сделанный на заказ или принятый в подарок институтский диплом вице-премьера или какого-нибудь министра правительства РФ.

нельзя допустить дискредитации и шельмования гениального руководства. зачем нам эта Инквизиция? кому это выгодно?

правильнее было бы отменить абсурдное требование необходимости наличия диплома о высшем образовании для замещения должностей в администрации. тогда многие руководители смогли бы честно и с чистой совестью отказаться от подаренных им и купленных когда-то давно институтских и университетских дипломов и учёных степеней.

для руководителя важным квалификационным признаком должна стать просто гениальность, а не диплом о высшем образовании и научное звание.

вот например, у гениального математика академика Израиля Моисеевича Гельфанда не было ни законченного высшего образования, ни аттестата средней школы. но даже его учитель, великий математик академик А.Н.Колмогоров, находясь рядом с Гельфандом, ощущал «присутствие высшего разума»

http://ru.wikipedia.org/wiki/Испанская_инквизиция
http://ru.wikipedia.org/wiki/Торквемада,_Томас

гениальное руководство



в наше время в вольнодумный Интернат назначался специальный «освобождённый секретарь ВЛКСМ» из бюро ВЛКСМ МГУ, обычно с Мехмата. например, был таким нашим школьным комсомольским секретарём Иван Иванович Мельников, будущий парторг и профорг МГУ, а ныне вице-спикер Государственной Думы.

так что назначение нынешнего директора СУНЦ МГУ вполне укладывается в общий исторический контекст, где позиция руководства СУНЦ/ФМШ при главном Университете — это политическая позиция и номенклатура даже не администрации МГУ, а ЦК или как там это теперь называется.

понятно, что и в советское время номенклатурные работники в сфере идеологии защищали диссертации либо «по совокупности работ», либо просто «за особые заслуги» перед партией и правительством. фактически научные степени и звания присуждались за заслуги и компетенции, а не за научные работы. соблюдение формальных правил в таких случаях не всегда необходимо.

вот например, нынешний министр обороны РФ смог из старшего лейтенанта запаса сразу стать генералом, минуя все промежуточные градусы в военной иерархии и не прослужив ни одного дня в армии на действительной службе. такие «социальные лифты» формально возможны, например, по специальному указу Президента или высших инстанций. для гениальных руководителей такая возможность в нашей формальной системе всегда была.

к науке все эти дела не имеют никакого отношения, кроме того, что в нашей стране наука традиционно входит в сферу ответственности идеологического отдела ЦК, но и там, как и в экономике в целом, наука «не весит» более 2-3%.

тем не менее, это не «мыльная опера» и на кону сейчас стоит само существование «школ для умных» в нашей стране. надеюсь, что единственно правильное политическое решение будет найдено, так как высшие инстанции нуждаются в большом количестве умных людей и даже в некотором количестве гениальных.

руководство страны должно быть по определению гениальным.

концепция

России нужны умные люди.

я думаю, что это кафкианское судилище над новосибирской ФМШ и абсурдный вердикт суда, фактически запрещающий учёным работать в школе с талантливыми школьниками, на самом деле, послужит консолидации сил доброй воли, всех выпускников ФМШ разных поколений, выпускников и преподавателей физматклассов и физматшкол по всей стране.

вот у нас в Чикаго, например, сейчас проходит всеобщая забастовка учителей с вполне разумными требованиями.

так что и новосибирский прецедент может стать последней каплей перед началом всеобщей забастовки учителей в России.

эффект таких событий непредсказуем.

так что властям всех уровней следует поторопиться и разрешить ситуацию как можно быстрее, отменив абсурдное и несправедливое решение суда и публично извинившись за своих ретивых чиновников, фактически убивающих школы для умных и саботирующих решения высших инстанций по поиску и поддержке талантов среди молодёжи.

недавно принятая государственная концепция должна заработать и новосибирская ФМШ должна стать образцом для создания подобных ей школ-интернатов ФМШ при самых сильных вузах во всех регионах России.

иначе идея школ для умных в России будет похоронена навсегда.

России нужны умные люди.

http://www.park.futurerussia.ru/extranet/blogs/aadamchuk/114/
Что такое Колмогоровский проект
И как за него бороться

Спартак Петрович Никаноров родился в Москве 30 августа 1923 г.

С.П. Никаноров и Е.А. Каменев: НЕОЧЕВИДНЫЙ ПУТЬ

Для чего создавался Физтех и что из этого вышло

25 ноября 1946 года Постановлением Совета Министров СССР был создан физико-технический факультет МГУ – будущий Московский физико-технический институт. Физтех создавался в ситуации острой нехватки кадров для ведущих отечественных научных институтов. Физтех – это ответ на неспособность существовавших в то время учебных заведений готовить инженеров-исследователей, сочетающих фундаментальное физико-математическое образование со способностью решать конкретные инженерные задачи. Главная цель Физтеха – подготовка лидеров в новых отраслях науки и техники.

С тех пор прошло более 60 лет, наша страна неузнаваемо изменилась, эти изменения не обошли стороной Физтех и физтехов. МФТИ сохранил традиции, составляющие основу «системы Физтеха», в институте открываются новые кафедры и факультеты, развивается сотрудничество с крупными Российскими и зарубежными компаниями, улучшается оснащение лабораторий. Руководство и коллектив института направляют свои усилия на повышение конкурентоспособности Физтеха.

Нынешние физтехи работают менеджерами, аналитиками и программистами в ведущих Российских и зарубежных компаниях. Наиболее талантливые выполняют научные исследования за границей. Среди физтехов можно встретить бизнесменов, политиков и деятелей искусства.

Однако, нужно помнить, что целевой результат, ради которого создавался легендарный ВУЗ, – это выпускники, занимающие лидирующие позиции на передовом фронте развития новых научных направлений. Это непревзойденные научно-технические достижения физтехов, это их вклад в могущество страны. Очевидно, что состояние современного Физтеха и достижения нынешних физтехов с каждым годом все дальше уходят от первоначальных целей.

Очевидный и неочевидный пути физтехов

Сегодняшнее состояние дел обусловлено многими внешними сокрушительными ударами, против которых не мог устоять не только отдельный институт, но и СССР в целом. Тем не менее, эта статья адресована нынешним физтехам: выпускникам и аспирантам, студентам и абитуриентам. Вы пришли в институт, привлеченные ореолом славы легендарного Физтеха. Одни из вас старались не замечать досадных различий. У других возникло недоумение, переходящее в навязчивые сомнения: «А Физтех ли это вообще? Где я? Зачем я?». Затем кто-то перестал посещать лекции и выполнять задания – все равно это не пригодится. Постепенно пропала ассоциация своего будущего с образом легендарного Физтеха.

Теперь молодой человек или девушка, оканчивая Физтех, желает найти работу с хорошей зарплатой, продвинувшись по карьерной лестнице, создать семью, использовать дальнейшее продвижение по карьере для улучшения условия своего существования. Это очевидный, наиболее распространенный путь, который не соответствует тому пафосу, с которым произносится слово Физтех. Этот путь обманывает надежды, с которыми на Физтех приходят абитуриенты.

Есть и другой вариант. Если раньше Физтех создавал физтехов, то теперь физтехи должны создать новый Физтех своими выдающимися достижениями, несмотря ни на что и вопреки всему. Слово «Физтех» должно зазвучать гордо не как дань памяти легендарных героев, а как восхищение нынешними физтехами.

Но как это сделать? Вопрос не имеет единого, верного для всех, ответа. Все мы разные. Но во всем разнообразии есть один инвариант. О нем говорили так часто, что перестали его замечать. Каждый физтех должен найти свое настоящее призвание – то, ради чего стоит жить. Когда страна делает очередной рывок на критическом этапе своего развития, когда обострены все глобальные проблемы и противоречия, именно в это время физтехи могут и должны найти свой неочевидный путь, тот путь, который невозможно пройти, только делая карьеру.

Этот путь не обязательно должен лежать в оборонной или научно-технической области, возможны самые необычные решения. Так, например, Василий Андреевич Курилов, выпускник МФТИ, генеральный директор крупного предприятия, разработал Теорию счастья и выпустил книгу с тем же названием. Книга содержит около 100 операционных схем, определяющих действия лиц, организаций и государств. Есть и другие примеры.

http://career.phystech.edu/masters_word/nikanorov.html
http://job.mipt.ru/archives/385

Спартак Петрович Никаноров родился в Москве 30 августа 1923 г.
http://master-concept.ru/spartak-petrovich-nikanorov/
В 1992 г. в МФТИ была создана кафедра «Прикладных концептуальных методов», в работе и развитии которой С.П. Никаноров принял активное участие.

Конференция "Научные проблемы современного образования" планируется 20-21 октября 2012 г. в МФТИ.

Конференция "Научные проблемы современного образования"

планируется 20-21 октября 2012 г. в МФТИ.

Информационное письмо. (подача заявок продлена до 20 сентября) http://sch.fizteh.ru/docs/inf-pismo.html

Сайт конференции: http://sch.fizteh.ru/ , e-mail орг.комитета: sch@phystech.edu

Предварительный график работы конференции НПСО 2012:

20.10.2012 (суббота):

09:30-10:00 — регистрация участников,

10:00-14:00 — пленарные доклады,

15:30-19:30 — секционные заседания.

21.10.2012 (воскресенье):

10:00-14:00, 15:30-19:30 — секционные заседания.

Предварительный список секций и материалы Орг. комитета по секциям:

1. Системно-стратегическое образование.

статья "Школоцентризм как идеология будущего" (М.Г.Иванов, М.А. Галахов), пока не обпубликованная на бумаге.
проблемный коллоквиум "Школоцентризм, как новый тип общественного строя" (видеозапись от 18 мая 2011 г.)
Заключительная глава "Классическая и квантовая история" из книги "Как понимать квантовую механику" (М.Г.Иванов)
Системные проблемы образования в России и предложения по их решению (В.Л. Говоров, М.А. Галахов, М.Г. Иванов)

2. Поиск и обучение одарённой молодёжи. Особенности работы с одарёнными учениками.

3. Цели и организация процесса обучения. Методические приёмы. Необходимые и достаточные условия успешного обучения. Развитие личности обучаемого.

статья "Школоцентризм" (М.Г.Иванов, М.А. Галахов), опубликованная в журнале "Потенциал " N9, 2008 г.

4. Информация. Знание. Меры количества и качества знания.

5. Методы получения и передачи знания. Научный метод и пути его развития.

Информация к размышлению для будущих участников конференции:

МФТИ и дружественные организации - школьникам
вузы-члены Учебно-методического объединения (УМО) вузов России по направлению "Прикладные математика и физика"
вузы, не входящие в УМО "ПМФ", в которых лицензировано образование по направлению "Прикладные математика и физика")
О школоцентричном подходе в образовании

Все на спасение математики!

Россия, страна с богатой научной историей, сегодня имеет экономику, ориентированную в основном на экспорт сырья. Очевидно, что объявленные Президентом РФ модернизация и построение инновационной экономики — необходимые условия для развития страны. Вместе с тем эти задачи представляются крайне сложно выполнимыми без кадрового обеспечения соответствующего уровня.
Чермен Заурбекович ДЗГОЕВ, экономист

Американский миллиардер борется за математическую грамотность

В 2004 году американский миллиардер и филантроп Джеймс Саймонс пожертвовал 25 млн долл. своих личных средств на то, чтобы учредить некоммерческую организацию «Математика для Америки» (Math for America — MfA). Миссией этой организации является улучшение качества преподавания математики в школах США посредством найма, тренинга и удержания высококвалифицированных преподавателей математики в средней школе.

Кто такой Джеймс Саймонс? Бывший профессор математики, преподававший в МТИ, Гарварде и считающийся одним из основоположников кафедры математики в Нью-Йоркском университете Stony Brook, в котором Саймонсу удалось за несколько лет создать одну из сильнейших школ геометрии не только в США, но и в мире. Обладатель премии Освальда Веблена, учрежденной Американским математическим обществом и соавтор знаменитой теоремы Черна-Саймонса. Основатель одного из самых успешных хедж-фондов в мире Renaissance Technologies. Так что же сподвигло этого выдающегося ученого и трейдера на столь существенные пожертвования?

Своеобразным катализатором для учреждения программы «Математика для Америки» послужили результаты проведенного в 2003 году международного исследования в области математической грамотности среди пятнадцатилетних школьников трех десятков индустриально развитых стран. В этом исследовании подростки из США заняли «почетное» 23-е место. Как ни странно, столь удручающие результаты не вызвали широкого резонанса в американском обществе, что не могло не задеть Саймонса как человека, посвятившего математической науке большую часть своей жизни.

Кроме того, миллиардер увидел пугающую перспективу для американцев через призму своего хедж-фонда Renaissance Technologies, подавляющее большинство сотрудников которого — выходцы из других стран. Renaissance Technologies — фонд высокочастотной торговли, где основой для заключения сделок являются сложные математические алгоритмы, реализуемые на мощных вычислительных системах. Сотрудники компании, как правило, имеют докторские степени по математике, физике или в области компьютерных наук (computer science), что позволяет им разбираться в этой исключительно интеллектуально емкой деятельности.

Некоммерческая организация «Математика для Америки» предлагает две программы: MfA Fellowship — для желающих преподавать математику и MfA Master Teacher — для действующих преподавателей математики. С момента основания программа, стартовавшая на территории штата Нью-Йорк, получила распространение и на территории других штатов. Похоже, что призыв Джеймса Саймонса повышать математическую грамотность на федеральном уровне, многократно им озвученный, в том числе и во время доклада на собрании губернаторов американских штатов, находит отклик в сердцах и умах американцев.

Ситуация, сложившаяся в России

Преподаватель математики в средней школе США, по данным сайта PayScale.com, получает в среднем 35 тыс. долл. в год. Вряд ли нужно уточнять, насколько это больше, чем зарплата его российского коллеги. В то же время выпускники российских школ и вузов и сейчас с завидной регулярностью становятся победителями математических олимпиад и обладателями престижнейших международных математических наград. По словам руководителя национальной сборной по математике, президента международной математической олимпиады (ММО) Н. Х. Агаханова, «математические олимпиады предполагают в первую очередь “креативность” участника, то есть способность создания за короткий временной период олимпиады новой (по крайней мере для него) логической конструкции. В олимпиадах почти по всем другим предметам большую роль играет объем знаний участника, которым он может овладеть самостоятельно (по книжкам, через Интернет). Именно поэтому по другим предметам география победителей гораздо шире, а у математиков, увы, есть явные лидеры, разбирающие почти все призы: Санкт-Петербург, Москва, Кировская, Московская, Омская, Свердловская, Челябинская, Ярославская области и Краснодарский край, и почти все победители — из нескольких ведущих школ этих регионов. Это свидетельствует о проблеме отсутствия сильных педагогических кадров во многих школах». Как считает Н. Х. Агаханов, в математических олимпиадах не все талантливые школьники раскрываются из-за отсутствия рядом хорошего педагога, способного выявить талант и главное — помочь ученику на начальном этапе: самостоятельно школьник не может установить правильность решения задач, ведь только в математике задачи начинаются со слов «докажите, что», соответственно ответом является не число или название, а последовательность логических рассуждений.

Одним из ярких доказательств падения интереса к математике в нашей стране может служить сопоставление тиражей научно-популярных журналов в Советском Союзе и в современной России. Так, некогда чрезвычайно популярный физико-математический журнал для школьников «Квант» в 80-х годах прошлого столетия издавался тиражом 300 тыс. экземпляров ежемесячно, сейчас же журнал выходит раз в два месяца и издатели рады тиражу в пять тыс. экземпляров.

Конечно, в качестве объяснения данного явления можно указать на развитие Интернета: сегодня во всем мире печатные издания журналов и газет конкурируют со своими же онлайн-версиями и зачастую проигрывают последним. Однако, к примеру, тираж американского научно-популярного журнал «Scientific American» за последние 50 лет увеличился в десятки раз и сегодня составляет порядка 720 тыс. экземпляров (600 тыс. в Америке и около 120 тыс. за ее пределами). При этом тираж продолжает увеличиваться, несмотря на развитие Интернета (еще в 2005 году общий тираж составлял около 640 тыс.).

Вернемся к России и ее предшественнику СССР. Тираж советского аналога «Scientific American» — журнала «Наука и жизнь» в 80-е годы достигал 3,5 млн экземпляров ежемесячно, сейчас он составляет порядка 45 тыс. экземпляров. Сегодня самый издаваемый научно-популярный журнал в России — «Популярная механика», и его тираж составляет лишь 220 тыс. экземпляров. Даже с учетом поправки на то, что население современной России составляет лишь около 51 % от населения СССР (данные последних переписей населения 1989 года в СССР и 2002 года в России), налицо колоссальное падение интереса к научно-популярным журналам.

Надо сказать, что появились и новые издания аналогичной направленности, но их тиражи также ничтожно малы. Среди конкурентов журнала «Квант» можно отметить появление в 2005 году журнала «Потенциал», издаваемого при участии преподавателей Московского физико-технического института, который выходит тиражом лишь в четыре тыс. экземпляров. Как мы видим, конкуренция также не является определяющим фактором падения спроса на научно-популярные журналы для школьников.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
  • несмотря на хорошие результаты, показываемые нашими школьниками на математических олимпиадах, происходит сужение географии регионов, «поставляющих» таланты, и концентрация знаний на базе ведущих школ этих регионов;
  • несмотря на хорошие результаты, показываемые нашими школьниками на математических олимпиадах, происходит сужение географии регионов, «поставляющих» таланты, и концентрация знаний на базе ведущих школ этих регионов;
  • наблюдается явное снижение интереса школьников к математике на фоне общего падения интереса к науке в стране;
  • квалификация преподавателей математики в школах является особо важным фактором ввиду специфики самого предмета и трудности его самостоятельного осваивания.

Национальная идея

Очевидно одно: без должной государственной поддержки образования и ученых тот импульс, который был дан естественным наукам в СССР, неизбежно иссякнет в ближайшем будущем и тогда мы останемся на интеллектуальных задворках мира, лишь теша себя воспоминаниями о былых научных достижениях. Престиж профессии учителя можно и крайне необходимо повышать. Это может быть сделано как по прямой аналогии с описанной американской программой, так и по своей оригинальной программе, которую еще только предстоит разработать. И, конечно, необходимо участие в данной инициативе обладателей крупных капиталов — меценатов, готовых вложить средства в будущее своей страны.

«Математику уже за то любить стоит, что она ум в порядок приводит» М. В. Ломоносов

Мы обратились к представителям российского научно-образовательного сообщества с вопросом: какова, по их мнению, значимость изучения математики для общего интеллектуального развития человека, а также для понимания экономических процессов, и что нужно делать, чтобы возродить былой интерес к математике, восстановить престиж научной деятельности, решить кадровый вопрос.


Чубариков Владимир Николаевич ЧУБАРИКОВ,  и. о. декана механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

— Конгресс США и Политбюро ЦК КПСС дважды принимали решение по развитию математики в своих странах, они понимали, что математика — становой хребет любой науки. Однако очень важно не подходить к изучению математики формально, превозносить значимость любого математического утверждения. Самое главное, чтобы люди научились логически мыслить, правильно рассуждать, анализировать ситуацию. Математическое образование очень помогает при работе банковским аналитикам, юристам, математику обязательно изучают психологи, географы. Если экономисты отказываются от математической статистики, то это — гибель для науки.

А для того чтобы возродить интерес к математике, рецепт один — нужно очень много работать. К сожалению, сейчас люди разучились трудиться, это видно и по школьникам, и по студентам многих вузов. Если мы будем думать, что только денежные отношения могут что-то решить, то ничего не получится, необходимо понять, почему же все-таки упал интерес к науке в целом и к математике в частности. Не зря современное поколение называют «кнопочной молодежью», оно не слишком интересуется самими явлениями, пониманием их сути. В этом виноваты мы, взрослые, так как перестали приучать детей с самого раннего возраста, трех-пяти лет, к исследованию, докапыванию до сути.


Юдин Евгений Григорьевич ЮДИН, первый проректор, проректор по учебной работе МГТУ им. Баумана

— Не побоюсь громких слов, но без математики мир сегодня существовать не может, ее значимость очень велика. Поэтому математика, безусловно, должна оставаться обязательным предметом в школе, как и сейчас. Каким бы лингвистом или гуманитарием ни был школьник, он не может обойтись без математики, и даже в гуманитарных дисциплинах математика приобретает все больший вес.

Однако существует одна серьезная проблема, связанная с преподаванием математики в школах. Я с огромным уважением отношусь к академикам, по инициативе которых 20 лет назад в школах были введены элементы высшей математики, но в итоге из-за уменьшения объема часов по изучению этого предмета выпускники школ не знают толком ни элементарной математики, ни высшей. В МГТУ им. Баумана мы все равно не можем сразу давать высшую математику, потому что у ребят нет необходимой базы. По моему мнению, из программы общеобразовательной школы нужно убрать элементы высшей математики, например интегрально-дифференциальные исчисления, и крепко, добротно давать основы элементарной математики — алгебру, геометрию, тригонометрию, чтобы эти знания оставались у школьников на всю жизнь (конечно, речь здесь не идет о специализированных физико-математических школах, где целенаправленно взращиваются таланты). И дальше в вузах наряду с классической высшей математикой нужно все больше и больше давать спецглавы прикладной математики (теория случайных чисел, теория вероятностей, оптимальные решения, численные методы и так далее), которые крайне необходимы потом в профессиональной деятельности.

Для решения кадровой проблемы нужно сделать так, чтобы в школы шли преподавать выпускники классических университетов лучших математических школ, то есть специалисты высокой квалификации. Они «заряжены» на научно-исследовательскую работу, мировоззренческие аспекты. Например, писательница Мариэтта Шагинян писала в своих воспоминаниях, что в Институте благородных девиц вели математику преподаватели из МГУ, и, по ее словам, «дали мировоззрение». Я очень уважаю профильные педагогические вузы, но их выпускники — предметники, в большинстве своем не имеющие мировоззренческих взглядов, необходимых для воспитания школьников. Например, приходит учительница химии, которая старается вогнать в детей как можно больше знаний, но эти знания совершенно оторваны от практики и поэтому теряют смысл. Предметников нужно либо по-другому готовить, обязательно учитывая психологию школьника, либо, как я уже сказал, преподавать в школе должны выпускники университетов с иным пониманием предмета.

А как формируется интерес к математике? Его нужно развивать с первого класса школы, а может, и еще раньше. Лучший метод — учить серьезному шутя, через игру, дети в такой форме легко все усваивают. Например, зарубежные школы в целом хуже наших, но они стремятся сделать преподавание популярным, доступным. Если ученик захочет постичь науку более глубоко, всегда для этого есть учебники, специальная литература, а цель лекции учителя — развить интерес, «зацепить», это живое общение должно быть увлекательным, интересным, чтобы хотелось прийти в следующий раз. Искусство лектора, в том числе и учителя, — это искусство артиста. Сегодняшний школьник, у которого практицизм определяет менталитет, должен понять, что математика — это интересно! И тогда мы сможем возродить и математику, и инженерию — все то, что мы потеряли.


Фридман Александр Абрамович ФРИДМАН, советник президента Российской экономической школы (РЭШ), доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией ЦЭМИ РАН

— Роль математики для развития человека и общества невозможно переоценить: математика учит логически мыслить, развивает культуру мышления, учит понимать, что означает строго доказать утверждение, а что значит (только!) привести аргументы за или против. Изу­чавшего математику труднее обмануть, он скорее сумеет отличить правду от неправды. Математическое образование сыграло исключительное значение в развитии человека: трудно назвать науку, не использующую математику, математика —  универсальный язык, средство для постановки и решения широкого круга задач: инженерных, физических, химических, биологических, военных, экономических, космонавтики, лингвистических. В последнее время использование математики преобразило экономическую науку, финансы, биологию; математика — основа моделирования, программирования, ЭВМ, Интернета. Математика позволяет сформулировать и описать ряд ситуаций, задач, моделей, объясняющих явления, возникающие в космосе, обществе и природе, и создать методы их анализа.

Что необходимо сделать, чтобы исправить сложившееся в стране положение? Во-первых, существенно поднять статус учителя, преподавателя, профессора, ученого в обществе, обязательно повысить этим категориям зарплату, чтобы общество видело, что государство и его руководители действительно ценят знания, труд и результаты труда этих людей. Во-вторых, не должно быть такого, когда в ходе всевозможных реформ превалируют количественные (финансовые, экономические) показатели, а содержание образования отходит на второй план. Сейчас фактически форма доминирует над содержанием. При реформах образования и науки нужно перестать ставить во главу угла так называемую экономизацию образования и науки. Поразительно, но дело дошло до того, что вопросы реформ, даже в сфере образования, решают без учета мнения сообщества учителей и профессоров. Об этом на днях однозначно высказались участники форума учителей и профессоров математики, проходившего в МГУ им. М. В. Ломоносова. Интересно, что пресса как-то обошла этот форум своим вниманием: ей гораздо важнее, что говорят чиновники, которые пока и решают вопросы реформ.

В США этим вопросам уделяют исключительное внимание, о чем свидетельствует доклад Национальной комиссии США по преподаванию математики и естественных наук в XXI веке под впечатляющим названием «Пока еще не слишком поздно» (27 декабря 2000 года). Стоит отметить, что председателем комиссии был астронавт Джон Гленн. Его текст на русском языке можно прочитать в книге «Образование, которое мы можем потерять». Это свидетельствует о той роли, которую там играет гражданское общество. Более того, после обсуждения этого документа Президент США принял решение о реформе в области образования и резком увеличении финансирования образования.

В России же вместо существенного увеличения финансирования всех школ и вузов больше любят придумывать различные конкурсы, делящие эти учреждения на ранги, чтобы вопросы финансирования отходили на второй план. То же самое касается конкурсов и премий для лучших учителей: они, конечно, полезны, но нельзя забывать и про остальных учителей.


Сонин Константин Исаакович СОНИН, профессор Российской экономической школы (РЭШ)

— Интерес к математике никуда не пропадал. Просто в советское время, когда значительная часть научных дисциплин была фактически запрещена (социология, политология, юриспруденция, менеджмент, большая часть экономической науки, современной истории, антропологии и многие другие) или как минимум «зачищена от математики» (ни в одной из гуманитарных наук не разрешалось использовать современные методы исследования данных — прежде всего статистические, но также и экспериментальные), многие талантливые школьники шли в математику или физику, потому что только там могли найти применение своим математическим способностям (которые, как правило, выявляются рано). Сейчас интерес к математике не упал, просто многие ребята, которые любят математику, идут учиться экономике, менеджменту или политологии, не подозревая, что в этих дисциплинах на научном уровне математика используется не менее сложная и интересная, чем в инженерии, физике, computer science и т. п.

Со следующего года РЭШ вместе с Высшей школой экономики создает бакалаврскую программу по экономике, изначально рассчитанную на ребят, которые еще со школы любят математику и хотят, чтобы их математический потенциал был максимально полно использован при обучении в университете. Без полноценного математического образования невозможно стать профессиональным экономистом. Возьмите любую современную работу по экономике — проще всего, наверное, зайти на сайт Нобелевского комитета и посмотреть лекции самих лауреатов, — она написана с использованием продвинутого математического аппарата. Не хотите заниматься наукой? Посмотрите на работу специалистов в инвестиционных банках: чтобы решать, куда вкладывать деньги, нужно использовать сложные математические модели.

Источник: http://bujet.ru/article/108135.php

Обама предлагает выделить $ 1 млрд. школьным преподавателям математики и естественных наук

Obama proposes $1 billion math and science teaching corps

The Obama administration announced Wednesday morning plans to develop a national science, technology, engineering and math teaching corps – pending a $1 billion commitment from Congress.

The STEM Master Teacher Corps, as it would be called formally, would start with sel ected 50 teachers and expand to 10,000 in four years, according to a statement fr om the White House. In exchange for modeling STEM education and mentoring their peers, those teachers would receive a $20,000 annual bonus.

"If America is going to compete for the jobs and industries of tomorrow, we need to make sure our children are getting the best education possible,” President Obama said in a statement.

http://usnews.msnbc.msn.com/_news/2012/07/18/12798911-obama-proposes-1-billion-math-and-science-teaching-corps

STEM = Science, Technology, Engineering, Mathematics
http://en.wikipedia.org/wiki/STEM_fields

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | След.