Вернуться к обычному виду



Что такое Колмогоровский проект

  

Что такое Колмогоровский проект



Что такое Колмогоровский проект
И как за него бороться

Новая Газета | № 25 от 11 марта 2011 года

Легенды о советских физматшколах живы до сих пор. Через 50 лет после возникновения первой такой школы ведущие ученые и учителя разработали Колмогоровский проект — концепцию развития учеников способных к математике, информатике, естественным наукам. Ее авторы: академики РАН Ю.Осипьян, В.Рубаков, В.Скулачев, А.Хохлов, член-корреспондент РАН В.Лебедев, члены корреспонденты Российской академии образования А.Абрамов и В.Полонский, народный учитель СССР Л.Мильграм, заслуженный учитель РФ, директор созданной И.М.Гельфандом заочной школы и директор лицея «Вторая школа» В.Овчинников.   По итогам Госсовета, обсудившего в апреле прошлого года проблемы образования, Президент Д.Медведев дал поручения соответствующим министерствам и ведомствам, одно из них - об этом проекте.  Но воз и ныне там. Почему?
Мой собеседник — член-корреспондент Российской академии образования Александр АБРАМОВ.

— Александр Михайлович! Что такое Колмогоровский проект? В чем его суть, задачи, цели, алгоритм?

— В России на этапе модернизации, необходимость которой очевидна, ключевой вопрос таков: есть ли люди, которые будут её делать? И проекты типа Сколкова, и вообще модернизация реализуемы только тогда, когда из школы выходят будущие талантливые исследователи, способные работать на мировом уровне.

Мы имеем колоссальные традиции, слава богу, еще не умершие окончательно, в подготовке таких способных молодых людей. Это делалось десятилетиями, когда возникали математические кружки, выпускалась научно-популярная литература, рождались специализированные школы.

Весь этот опыт, в том числе, зафиксированный, у нас есть. Есть и люди. Только четыре физматшколы (ФМШ) при ведущих университетах, основанные в 1963-м году, окончило около 25 тысяч человек. Как использовать и воспроизводить этот потенциал в новых, резко изменившихся условиях? На этот вопрос и отвечает Колмогоровский проект.

В его основу положено несколько принципов, которых придерживался Андрей Николаевич Колмогоров еще при зарождении ФМШ.

Первый принцип: таланты по территории страны распределены равномерно, независимо от места жительства и социального происхождения. Это подтверждает и судьба Ломоносова, и многие другие примеры. Следовательно, система их поиска, отбора, воспитания тоже должна равномерно распределяться по территории России, давая равные возможности всем.

Второй принцип: ставка на лидеров. Речь и о людях, и о структурах. То есть, проект должен начинаться не с чистого листа, а с уже накопленного опыта. Его стартовой базой могли бы стать уже действующие школы при ведущих университетах, гельфандовская заочная школа; столичный центр непрерывного математического образования, которому столько сил до последних своих дней отдавал академик В.Арнольд; алферовский научно-образовательный центр и 239-я школа в Петербурге; 2-я, 57-я школы Москвы. Из этих ядер кристаллизации начнется рост системы, в том числе в самых дальних, самых глубинных местах.

И третий принцип — сетевой. Вот он как раз новый по отношению к традициям. Проект должен представить не просто совокупное множество отдельных точек, но опирающуюся на современные информационные технологии неразрывную сеть, связывающую опорные обучающие и методические центры в единое целое.

Каркас проекта — опыт восьми опорных школ, по одной в каждом федеральном округе, плюс федеральный методический центр для распространения их опыта.

Непременное условие, без которого подобные проекты неосуществимы, — уважение к таланту и ученика, и учителя, уважение к науке, чем мы не можем похвастаться в последние 20 лет, если говорить о деле, а не только о широковещательных декларациях.

— По сравнению с временами Колмогорова, Кикоина, Капицы, Ландау, мир неузнаваемо изменился. На финише ХХ века наука и образование не только у нас, но и во всем мире вступили в полосу объемного, системного кризиса.

Это кризис физико-математических методов и моделей, на протяжении трех последних столетий господствовавших в науке и, во многом, в средней и высшей школе. Проникновение в глубины генетических механизмов жизни, в тайны мозга и человеческого сознания потребовали дополнения этих методов и моделей новыми, в том числе и философско-гуманитарного свойства.

Это и кризис чисто анализного подхода к исследованию и изучению окружающего нас мира, когда единая наука дробится на множество специализированных наук, а образование — на такое же множество изучаемых предметов. Новые открытия все чаще, более того — как правило — делаются на стыках наук, а поиски новых, объясняющих мир моделей направлены к синтезу, к единой картине этого мира. Ещё Эйнштейн мучительно искал единую теорию поля. А сегодня учёные надеются открыть при помощи ЦЕРНовского коллайдера ключ к единой теории элементарных частиц — знамениый бозон Хиггса. В применении к системе образования также возникло немало объединительных идей, начиная с метода основных принципов, так успешно примененного в знаменитых фейнмановских лекциях по физике. Мне рассказывали, что у ректора МГУ, академика Р.Хохлова была так и не осуществленная мечта — чтобы все первокурсники гуманитарных факультетов прослушивали емкий курс из нескольких лекций об основных сегодняшних проблемах наук естественных. И наоборот — такой же курс на естественных факультетах, но уже об узловых болевых точках гуманитарного знания.

И наконец, в связи с великой информационной революцией, подарившей человечеству компьютер и Интернет, поставлена под сомнение господствовавшая в течение двух с половиной тысячелетий сократовская парадигма образования, где незаменимой была прямая диалогическая связь: учитель — ученик. Впервые появилась иллюзия, что ее можно заменить новой связью: ученик — обучающая машина.

Наши чиновники от педагогики, демагогически повторяя слова о том, что в центре их образовательной реформы должен стоять учитель, на самом деле пытаются разрубить этот тройной «гордиев узел» самыми тупыми, примитивными способами — от повсеместного, как при Хрущеве сеяли кукурузу «с южных гор до северных морей», насаждения дебилизирующего и ученика, и учителя ЕГЭ, до слепого копирования «болонской системы» и попытки ввести якобы «синтезирующий» новый предмет «Россия в мире», скорее напоминающий комплексное изучение коровы в школах 20-х годов прошлого века.

А ваш проект — в какой степени способен он ответить на вызовы времени?

— Принципы, к которым когда-то пришли Колмогоров, Кикоин и другие великие наши ученые, «возившиеся» с талантливыми школьниками, во многом оказались провидческими, с поправкой на будущее, то есть,  на наше сегодня.

Новая связь: ученик — «обучающая машина» (по поводу этого понятия можно и нужно поспорить) все-таки никогда не заменит личность живого учителя, но — в союзе с другими новейшими информационными технологиями — десятикратно усиливает его роль и его возможности. К примеру, лекция великого ученого для студентов или урок великого учителя для школьников всей планеты, с ответами на их вопросы, когда отвечающий видит лицо спрашивающего на телеэкране и между ними идет прямой диалог — такое ещё не так давно сочли бы за фантастику. Теперь это уже технически возможно.

Современная заочная школа, работающая в Интернете на тех же демократичных началах, как у Гельфанда, ведущая талантливых ребят буквально с первых ступеней обучения наверх, от ступени к ступени усложняя задачи, строгость отбора, глубину подготовки, может оказаться в высшей степени эффективной. Принципиальны здесь сами эти гельфандовские начала дистантного массового образования. Интернет им не противоречит. Он их только усиливает. Но над такой системой надо еще много работать.

Кстати говоря, нечто подобное было в США, еще в доинтернетную эпоху, когда после запуска нашего первого спутника и -- в связи с этим — после тщательного изучения их специалистами системы образования в СССР, там была осуществлена похожая на колмогоровскую и гельфандовскую программа поиска талантов с несколькими уровнями отбора. На высшем уровне с немногими отобранными работали уже нобелевские лауреаты.

Очень большие возможности открывает перед Колмогоровским и другими подобными проектами революция в способах фиксации и хранения информации, особенно перевод ее в цифровую форму. В одной флешке сегодня может уместиться многотомная библиотека. А ведь раньше для нас фиксация накопленного богатого опыта работы со школьниками была больной проблемой.

Да, конечно, выходил «Квант», его библиотечка, прекрасная серия брошюр заочной математической школы при МГУ. Но это все-таки был мизер по сравнению с теми объемными пластами драгоценного опыта, так и оставшегося незафиксированным. Андрей Николаевич Колмогоров в течение 15 лет читал математические курсы для школьников. У него не хватило времени, чтобы привести эти лекции в порядок и издать. Надо ли говорить, какая это невосполнимая потеря!

Это касается всех ФМШ. Их опыт фактически не зафиксирован. Сегодняшние же средства дают возможность создать в рамках Колмогоровского проекта на малых площадях колоссальные информационные банки.  Речь идет не просто о более компактном хранении информации. Такие банки можно сделать и хорошо «свернутыми» с методологической и методической точки зрения. Что имеется в виду?

Одна из проблем подготовки способных людей состоит в том, что нельзя и не нужно научить решать десятки тысяч задач. Но можно и нужно освоить 20-30 идей — как научных, так и познавательных, передать их от учителей к ученикам.  У нас, например, существует великое множество задачников. При этом одни и те же задачи кочуют из одного задачника в другой. В современных условиях и необходимо, и возможно не наращивать их объемы, а «свертывать» их, выделять компактные порции задач, которые позволяли бы оперативно развивать в учащихся конкретные творческие качества.

Такой опыт уже существует. Когда готовят наших «международников» — российские команды, участвующие в международных предметных олимпиадах, -- там поневоле из-за очень ограниченного времени неизбежно прибегают к «свертыванию», жесткому выделению и методов, и способов обучения этим методам.

И здесь у нас были великие «тренеры». Александр Разборов (сейчас он — член-корр. РАН) занимался логическими задачами, Сергей Конягин (сегодня тоже очень известный математик) — теорией чисел, Виктор Прасолов в результате этой работы создал совершенно замечательный задачник по геометрии. Тренером был и, тогда еще 17-летний, Максим Концевич.

Весь этот опыт в головах сохранился. Остается только его выразить и тиражировать, перевести в электронный вид, а главное в живую работу.

— Не получится ли так, что, хорошо наладив закрепление, хранение, воспроизводство необходимой для раскрытия таланта информации, обеспечив творческий диалог между учеником и обучающей машиной, в которую заложена квинтэссенция передового педагогического опыта, мы тем самым поставим под вопрос саму необходимость учителя в традиционном, веками складывавшемся смысле?

— Ну, прежде всего, для того, чтобы обучающая машина вообще могла работать, она сама, прежде всего, должна быть «обучена» реальными, живыми учителями. И никакая вложенная в нее программа не в силах учесть все, в том числе, психологические ситуации, которые возникают в процессе обучения между двумя живыми людьми — учеником и учителем.

Но дело не только в этом. Иллюзия, будто новые информационные технологии могут вообще вычеркнуть педагога из учебного процесса, опасна еще и потому, что она игнорирует очень важный, а, может быть, и ключевой момент. Обучение, передача знаний от поколения к поколению не есть некий изолированный, чисто технологический процесс. Это всегда и воспитание, передача по эстафете нравственного, культурного, духовного опыта. А это без живого взаимодействия — личность на личность — просто невозможно. В каком провале у нас сегодня образование и воспитание молодёжи — надо ли объяснять?

В области образования — это крайне низкие результаты, даже если судить по примитивным критериям ЕГЭ. Сползание в международных рейтингах чуть ли не на 10 мест вниз ежегодно. А встревожившие всех прошлогодние декабрьские события на Манежной продемонстрировали и глубочайший кризис, в котором находится воспитание.

— Мы спускаем молодежь по наклонной плоскости — по ней скользить куда легче, чем попытаться по ней же подняться наверх?

— Это уже не наклонная плоскость, а ускоряющееся падение в пропасть по склону, на котором есть и точка невозврата.

— Так все безнадежно?

— Да нет. Возьмите ту же 2-ю или 57-ю, некоторые другие московские школы. Там ведь дикарей по-прежнему нет. Точки опоры для подъема наверх найдутся. Но надо трезво понимать, какую опасность таят в себе нынешнее экспериментирование с дебилизацией молодежи — как в области «упрощения» образования, так и в фактическом (высоких слов, как всегда, предостаточно) отпуске воспитания молодежи на «волю воли».

Как повернуть ту молодежь, которая заполонила Манежную площадь 11 декабря прошлого года, к истинным ценностям? Сейчас по сему поводу много шума. Мне хочется напомнить, что эту проблему очень жестко ставил еще Петр Леонидович Капица в переписке с Колмогоровым. Он спрашивал: почему нужно заниматься наукой еще в школе? И отвечал так: из тех школьников, с которыми «возятся» крупные ученые, в науке закрепятся немногие, очень маленький процент. Но в ХХ веке человечество обрело приятную, на первый взгляд, а на самом деле, весьма опасную новинку. Это досуг. И чтобы он не был заполнен праздностью, бездельем, наркотиками, опустошением души, сердце, а особенно голова молодого человека должна быть занята серьезными вещами. Предложить в качестве такого серьезного дела знакомство с научными проблемами, вовлечение в них —очень актуальная задача общества.

Конечно, сделать это удастся лишь в том случае, если в у нас произойдет серьезный поворот к науке в качестве одной из ключевых ценностей. В этом, между прочим, и состоит одна из важных культурных миссий Колмогоровского проекта.

— Всем памятны яростные споры о телесериале «Школа». Авторов упрекали в том, что они сгустили краски, что такой густопсовой концентрации бездуховности, опустошенности «незанятых» голов и сердец в реальной школе нет, что это какой-то сюрреализм. Но, может быть, на самом деле это всего лишь критический реализм XXI века?

Писатель Сергей Шаргунов свидетельствовал в «Известиях»: «Знакомые с «Первого канала» рассказали, что прежде, чем запустить «Школу», установили скрытые камеры в обычных общеобразовательных учреждениях: хамство и драки на переменах и даже на уроках превзошли сценарные сюжеты». И вот все это выплеснулось за школьные стены на площади Москвы. Все, что уже у нас было, но мы боялись назвать это своим именем…

— Боялись признать, что у нас выросло поколение ленивых, агрессивных потребителей — не обо всех молодых, конечно, речь, но и не о редких исключениях. Эту ситуацию и ее атмосферу нужно менять независимо ни от чего, ибо она становится смертельно опасной для судьбы общества, страны.

И возможности для этого есть. Телевидение, к примеру, где бездумие и бездуховность самоутверждаются широким фронтом, начиная с рекламы пива и кончая перенасыщенными сценами насилия кинобоевиками, винят в том, что тем самым оно наносит огромный вред молодым, неокрепшим мозгам и душам. Но ведь «ядерную энергию» ТВ можно использовать иначе,  в мирных целях.  Возьмите успех замечательных научно-популярных программ Би-Би-Си. Они не только точно учитывают ту форму, в которой молодежь привыкла ныне потреблять новую информацию, но и содержит новые возможности сокращения, «свертки» учебного времени.

Современный учитель, конечно, сегодня — не сам по себе, а уже живет в совершенно новой, комбинированной системе: сам он, учитель, плюс электронные средства обучения. Именно в этих условиях ему приходится решать его главную задачу, от которой никакие компьютеры, никакой Интернет его не освободят. Он как личность, как живой человек является источником интереса к новым знаниям, своеобразным врачом-диагностом, определяющим трудности, с которыми сталкивается ученик, и помогающим их преодолевать с поправкой на каждую личность.

Лучшие учителя во всех лучших школах — это всегда прекрасные воспитатели. Не случайно во всех таких школах, даже если профильные предметы у них физика и математика, было хорошее гуманитарное образование. Вот во 2-й школе литературу вела Зоя Александровна Блюмина. Так ведь она была не только замечательный Учитель. Она была и Воспитатель, Личность.

— Вы говорили о равномерном распределении талантов. Но вот талант крупного ученого работать со школьниками — он сейчас у нас на том же уровне, как при Колмогорове и Кикоине, однако просто пока не востребован? Или время меняет ситуацию?

— К сожалению, меняет. И существенно к худшему. Вы сейчас не найдете ведущих ученых, которые отдавали бы, по существу, всю жизнь тем же школьникам, как это делали Колмогоров и Кикоин. Но среди них, в академической среде, к сожалению, нет и лидеров — лидеров и борцов. Однако среди докторов, кандидатов наук, аспирантов, студентов, среди учителей таких людей по-прежнему немало.

— А как все-таки вернуть в школу крупных ученых?

— Апатию, усталость от отношения к науке в течение последних 20 лет преодолеть непросто. Но давайте начинать не с глобальных проблем, а с конкретных задач. И тогда, может быть, с этого и начнется преодоление апатии. Дело-то касается нашего профессионального долга и в науке, и в образовании.

— Изменились экономический и общественный строй в стране.  Соответственно, изменились и пути финансирования проектов, подобных вашему. Раньше они на 50, если не на все 100 процентов строились на энтузиазме и бескорыстии академиков, молодых ученых, студентов, учителей, работавших фактически бесплатно. Теперь такой вариант не пройдет. Но, с другой стороны, государственные закрома открывались тогда на подобные цели охотнее, чем нынче. А сегодня – кто вам даст деньги , если конкретно?

— Возьмем конкретно 8 первых опорных школ. Что для них нужно помимо тщательного поиска и отбора учеников и учителей? Здания, высокая зарплата учителям, первоклассное оснащение лабораторий и предметных кабинетов, новейшая информационная и демонстрационная техника. И еще несколько первоочередных финансовых вложений. Все это в сумме абсолютно смешные в масштабах государства деньги! А вот эффект на каждый вложенный рубль будет колоссальный. Что уже доказано нашим историческим опытом. Между прочим, государство «за бесплатно» получившее тысячи первоклассных выпускников спецшкол, должно элементарно вернуть долг этим школам.

То же самое – учебно-методический центр. В нынешней Академии образования множество виртуальных, бесполезных ставок и структур. Давайте наполним их реальным содержанием: пусть этот центр войдет действующей структурой в «штатное расписание» Академии. Если реформировать РАО не без толку, а с умом, начать можно именно с такой работы.

То есть, первые девять единиц проекта – это бюджетные затраты. Но – не безвозвратные. Методический центр, будучи создан, начнет зарабатывать деньги. Ведь в этих школах и этом центре родятся новейшие методики (кстати, и образовательные стандарты для массовой школы они могли бы предложить поумнее), книги и обучающие программы, которые на рынке образовательных услуг непременно окажутся востребованными (в том числе и на мировом рынке). Имея, между прочим, конкретную цену.

Положим, в этих базовых школах вырабатывается модель физической лаборатории. Потом она тиражируется по всей стране. Это же окупается моментально! А за счет тиража падает себестоимость. Пользуясь современной терминологией, это и есть инновация.

Возможны и другие источники. Многие выпускники ФМШ прошлых лет  сегодня работают и в науке, и в бизнесе. Среди них - немало людей с заметными именами и большими кошельками, есть даже и «простые российские миллиардеры». При нормальных правилах игры им ничего не стоит поучаствовать в Колмогоровском проекте. Кое-кто из них и сегодня помогает подготовке талантливых ребят. Но – помогает «нецивилизованно», не согласованно. Нет общественно значимого, поощряемого государством проекта, в который их благие порывы были бы вписаны, встроены, так сказать, на законных основаниях.

У нас давно ведутся дебаты о правовых льготах для благотворительности. Но когда еще будет принят соответствующий закон! То, о чем мы сейчас говорим, - особая благотворительность. Она нацелена на спасение интеллектуальной элиты страны. И в рамках проекта можно четко прописать конкретные льготы для тех бизнесменов, которые на благотворительных началах в нем участвуют.

Когда люди, работающие на стыке бизнеса и науки, будут знать определенные, не меняемые чуть ли не каждый год ради политической конъюнктуры «правила игры», они с удовольствием примут участие в этой игре.

— Ваш проект находится в явном диссонансе с тем реформированием образования, которое проводится сейчас в РФ. Как тут быть? Под эту реформу нужен другой проект? Или – под этот проект нужна другая реформа?

— «Проект» министерства Фурсенко и Колмогоровский проект, конечно, совершенно перпендикулярны. Нынешнее «реформирование», по моему глубокому убеждению, губит нашу массовую школу. Но, думаю, что наш проект застрял где-то в кабинетах Минобрнауки просто в силу обычной чиновничьей инерционности, неспособности решать конкретные задачи оперативно и конструктивно.

Мы ведь живем во время великих имитаций. Чиновники во всех сферах, в том числе и образовании, и в науке, хорошо научились имитировать деятельность вместо самой деятельности. Однако, если разобраться, Колмогоровский проект очень выгоден авторам нынешнего «реформирования» массовой школы. Со временем – да это уже и происходит – последствия действий наших «реформаторов» начнут сказываться на возможности решать задачи той же модернизации собственными силами… Кадровая деградация нарастает катастрофически. Мы попали в ситуацию острейшего исторического цейтнота.

— От одного известного ученого я слышал, что нынешняя школьная реформа готовит кадры для сохранения в перспективе сырьевой экономики, а отнюдь не для модернизации.

— Фактически с нашими «реформаторами» так и получается. Сами того не сознавая, они бьются за лозунг «Наше дело – труба!».          

И вот представьте: на блюдечке с голубой каемкой им преподносят продуманный, детально разработанный вариант воспроизводства потенциала, способного решать на мировом уровне те задачи, которые перед ними ставят и время, и верховная власть. Я бы на их месте просто обеими руками поддержал такой проект.  Вы знаете последнюю историю с предлагаемыми образовательными стандартами, вышибающими из-под образования его фундамент – системообразующие предметы: историю, русский язык, литературу, математику и предлагающие странный предмет «Россия в мире». Если вы хотите примитивизировать образование до такого уровня, когда никто ничего знать не будет, тогда тем более, вы должны оставить в стране систему, которая позволяла бы воспитывать хоть какое-то количество умных людей.

В известном смысле Колмогоровский проект родился от отчаяния. Если гробится массовое образование, то тогда уж любой ценой надо сохранить возможность того, чтобы у нас воспроизводилась и закреплялась, а не «утекала» на сторону своя интеллектуальная элита. Это совершенно необходимо, независимо ни от каких реформ.

Словом, Колмогоровский проект – это совершенно неизбежное средство защиты от непрофессионализма, от неграмотно проводимой образовательной реформы. Но это, конечно, не отменяет проблемы массовой школы. И если мы в рамках проекта подготовим несколько десятков тысяч высококвалифицированных, творчески работающих учителей, то они могут стать центром кристаллизации и при подготовке педагогов для массовой школы.

— Более того, никакая дебилизирующая система не подавит творческого учителя. Умный учитель обойдет и эту «гору».

— Конечно, но крови она ему попортит немало.

— Что нужно делать, что бы «процесс пошел»? Первое, второе, третье… Кем решение должно быть принято персонально? А. Фурсенко, В. Путиным, Д. Медведевым?

— Мы ждем такого решения от Президента России. Причем, довольно жесткого. Ведь открытых противников Колмогоровского проекта ни в руководстве страны, ни в министерстве образования и науки нет. Никто не высказался против. Но никто из чиновников и пальцем не пошевелил для его продвижения. Действий не последовало по сей день.  Значит, первое: кто-то должен понести строгую ответственность за неисполнение поручения Президента. (Мне достоверно известно, что текст колмогоровского проекта был передан Дмитрию Медведеву лично в руки).

Второе: создание рабочей группы при президенте или премьере страны (раз «профильное» министерство этот проект фактически саботирует), которая в течение месяца-двух подготовила бы правовое, организационное, финансовое обоснование проекта. Давайте посмотрим на это как на общественный эксперимент: удастся ли нам пробить бюрократическую пробку хотя бы на одном конкретном направлении?  В рабочую группу, помимо авторов проекта, должны войти в первую очередь авторитетные представители научной и педагогической общественности (включая авторов проекта), а также ответственные лица от Минобрнауки, РАН, РАО, и непременно Минюста, Минэкономики, Минфина. Ведь придется все тщательно просчитать. Проект должен начинаться со сметы, с положения об этих восьми школах и методцентре.

Третий шаг: постановление правительства или указ президента об осуществлении Колмогоровского проекта со всеми необходимыми приложениями.

Проект, кстати, очень важен и политически. Представьте: на Северном Кавказе появляется такая школа. Остатки боевиков – они же из лесов выйдут!  Ведь острейшая проблема там – занятость молодёжи. Работой прежде всего. Но и учёбой тоже.

— Не слишком ли наивная надежда?

— Нет. Не надо недооценивать притягательную силу мощных просветительно-образовательных центров вблизи самых «горячих точек», такие центры открывают новые перспективы, особенно перед местной молодежью.

Если  за работу взяться сейчас, к июню можно начать формирование педагогических коллективов на конкурсной основе, отбор будущих учеников, широкую рекламу проекта. Впрочем, эту работу можно начинать и одновременно с формированием рабочей группы.

А 1 сентября начать в этих школах занятия. Пока еще на старой материальной базе, но постепенно и ее подтягивая к уровню поставленных задач, строя новые школьные здания, оснащая лаборатории. Давайте посмотрим, что тут в мире есть самого лучшего и перенесем это лучшее в наши опорные школы, тем самым решая не только задачу подготовки научной смены, но и закладывая основы для укрепления общеобразовательных школ в стране.

— Вы назвали свой проект Колмогоровским. Один из его авторов академик В.Скулачев заметил, что в применении к биологии он мог бы называться и Белозерским. И каждый специалист мог бы найти в своей области науки достойное имя…

— Называя проект Колмогоровским, мы не только отдавали дань традиции – физматшколам, возглавлявшимся крупными учеными, но и тому, что в основу этого проекта легли конкретные, опробованные на практике педагогические принципы Колмогорова. Однако согласен: сегодня такой проект должен включать в себя весь спектр основных, прорывных направлений науки. Кстати, на практике так оно и получается. За последние лет 15, например, в школе-интернате (сначала физико-математической) при МГУ химическое, биологическое направления и информатика очень хорошо развивались.

Как о перспективных направлениях в работе таких школ можно говорить и об экологии, физической географии, геологии. Оптимальный путь – делать такие школы многопрофильными, чтобы и преподаватели, и ученики подпитывали друг друга.

— Марк Башмаков, организатор такой работы в Питере,  в свое время говорил мне, что они в физико-математической школе-интернате при ЛГУ (теперь СПбГУ) совсем не стремятся, чтобы все их выпускники пошли на матмех (в МГУ – мехмат, механико-математический факультет, в ЛГУ – традиционно «в пику» Москве – матмех): «Важно, что учась в нашей школе, ребята из провинциальных углов получат не только углубленное знание и понимание физики и математики, но и будут погружены в большую культуру и большую науку одного из самых красивых городов мира, где Эрмитаж, Русский музей, Товстоноговский театр, великая архитектура. И это произойдет как раз в том возрасте, когда формируется, образовывается личность человека. А кем он потом станет – математиком или геологом, артистом или поэтом – не так уж и важно. Исходная идея все равно окупится».

— Андрей Николаевич Колмогоров считал именно так. Кстати, за прошедшие десятилетия накоплена убедительная статистика, говорящая о том, что школы-интернаты и заочные ФМШ не только вырастили смену талантливых математиков и физиков. Их выпускники, выбравшие другие профессии, как правило, проявляются и самоутверждаются в них очень ярко.  От наполнения или, наоборот, от вакуума в умах и душах именно в этом возрасте зависит не только личная судьба конкретного молодого человека, но, если хотите, и судьба, будущее страны.

К великому моему огорчению, нынешние «реформаторы» из Минобрнауки этого не хотят и не могут понять. Уже тысячи сограждан протестуют против их «реформаторского зуда» (под протестом против их последних экзерсисов на тему образовательных стандартов подписалось более 20 тысяч человек). А они – как тот кот Васька из басни Крылова…

— «А Васька слушает да ест» потому, что этому попустительствует Повар. Но полная безнаказанность ведет к запредельному маразму, достигшему в этих экзерсисах такого «градуса», что самому министру пришлось делать шаг назад, обещая широкое общественное обсуждение…

— Но то же самое тот же министр А.Фурсенко обещал и в случае с ЕГЭ. И даже заявлял, что он был принят после многочисленных обсуждений и опытной проверки.

Да, обсуждение было. Многие ученые, учителя, писатели, рядовые граждане, можно сказать, духовный и интеллектуальный цвет страны, самые умные, опытные и дальновидные наши соотечественники высказались резко против ЕГЭ,  считая, что нынешние «реформы» ведут наше образование в тупик. Но, к сожалению, как верно заметил еще П.Л.Капица, судьбу рекомендаций самых мудрых людей в конечном счете решают у нас другие,  далеко не самые мудрые.

Взрыв возмущения, тысячи подписей, поставленных под протестным письмом учителя С.Волкова против новых образовательных стандартов заставили министра сделать хорошую мину при плохой игре; попятиться, чтобы потом, когда страсти улягутся, сделать уже два шага в том же направлении. Маловероятно, что этот «новый проект» его чиновники разрабатывали и предлагали без его ведома, в тайне от него.

Понятно, что начинать надо было не с ЕГЭ, а как раз с образовательных стандартов, а они в свою очередь должны были предопределить методы и формы учебного процесса, в том числе и проверки знаний. Минобрнауки поставило телегу впереди лошади. И вот теперь всем стало ясно, какую «лошадь» собирались пристегивать к «телеге» ЕГЭ. Что мы имеем в итоге? Новое платье голого короля. (Замечу, кстати, что Г.Х.Андерсон в своей сказке «Новый наряд короля» по существу привел первый в истории человечества пример рекламы нанотехнологий – невидимой ткани, изобретенной заморскими портными. Явление голого короля народу и его триумфальное шествие – явление весьма и весьма поучительное…).

Так что, если действительно попытаться остановить нашу воспитательно-образовательную систему на краю пропасти, надо немедленно менять в Минобрнауки команду нынешних «горе-реформаторов» на коллектив знающих, думающих специалистов, способных осуществить дальновидные, результативные преобразования в нашей школе.  А чтобы Академия педнаук стала методическим центром, мозгом таких преобразований, она тоже потребует кардинального реформирования. Последние события уже в который раз показали: пребывание команды Фурсенко у штурвала нашей школы – потерянное время для ее подлинного реформирования.

— По той буре, которую вызвало в Интернете письмо учителя С.Волкова, очевидно: научное и педагогическое сообщество начинает, наконец, прозревать. Готово ли к таким «прозрениям» руководство страны?

— Не знаю. Но убежден: у  нового педагогического мышления уже сегодня должны быть свои плацдармы. Колмогоровский проект – один из них. Давайте для начала хоть что-то сделаем с умом, по-человечески. И доведем до конца.

От редакции:

«Новая газета» берет шефство над осуществлением Колмогоровского проекта. Первый наш вопрос – министру образования и науки России А. Фурсенко: Ваше личное отношение к Колмогоровскому проекту и к предложенным членом-корреспондентом РАО А. Абрамовым конкретным мерам по его осуществлению? Естественно, этот же вопрос мы адресуем и нашим читателям, прежде всего учёным, учителям, представителям федеральных и региональных властей.

Беседовал
Ким Смирнов

См. также

http://www.novayagazeta.ru/society/6820.html Текст «Колмогоровского проекта»

12.03.2011


Источник: http://www.novayagazeta.ru/society/6033.html

Страницы: 1  2  
Мне нравится0
15.09.2012 02:09:54
Одна из четырех супершкол
Вундеркиндам прописали логопедов вместо профессоров

Физико-математическую школу для одаренных детей сделали интернатом для трудных подростков

13 сентября 20:55 Газета № 364 НасыровЕвгений Насыров

Физ-мат школа при Новосибирском госуниверситете, по решению суда, оштрафована на 100 тысяч рублей. Теперь в ней запрещено преподавать профессорам, а расписание занятий не должно отличаться от стандартного.

© РИА Новости
Знаменитая и старейшая в своем роде физико-математическая школа при Новосибирском госуниверситете накануне своего 50-летия была оштрафована по решению суда. Также в школе-интернате запретили преподавать университетским профессорам, взамен порекомендовали набрать логопедов и вожатых. Математическое сообщество назвало ситуацию «надругательством над здравым смыслом» и опасается дальнейшего развала спецшкол из-за новой федеральной политики поддержки одаренных детей.

Физ-мат школа при Новосибирском госуниверситете (официальное название: специализированный учебно-научный центр им. М.А. Лаврентьева – СУНЦ НГУ) была оштрафована на 100 тысяч рублей. Такое решение принял Советский районный суд Новосибирска. Кроме того, в школе-интернате также запрещено работать профессорам и университетским преподавателям.

По решению суда, работать в школе должны только «учителя», а не «преподаватели», а расписание занятий не должно отличаться от стандартного. Такое судебное решение последовало после проверки школы Рособрнадзором, по которому также школе вменили отсутствие дефектолога, логопеда, няни и вожатого. Фактически, надзорное ведомство не увидело разницы между подразделением университета (коим СУНЦ является с 1963 года) в котором учатся одаренные старшеклассники (10-11 класс) и школой-интернатом для трудных подростков. Администрация СУНЦ обжаловала решение суда. Опротестовал его также районный прокурор.

Одна из четырех супершкол


В 1963-м году указом Совета министров СССР в Москве, Киеве, Новосибирске и Ленинграде были основаны четыре специализированные школы-интерната физико-математического профиля. Каждая из них была прикреплена к государственному университету. Соавтором идеи создания этих супершкол выступил легендарный академик А.Н. Колмогоров. В СУНЦ НГУ набирают одаренных детей со всей Сибири и Дальнего Востока. За 50 лет школу окончили более 13 тысяч человек, каждый третий получил степень кандидата наук, более 500 человек – докторскую степень.

Проверка Рособрнадзора  случилась после жалобы матери одного из учащихся, которого отчислили за неуспеваемость (потом его восстановили). «Эта дама — владелец крупного бизнеса в Барнауле и имеет обширные связи. Весной она написала жалобы всем: ректору НГУ, в прокуратуру, в Рособрнадзор, а также полпреду президента, в Минобр и в «Единую Россию». Вопрос уже давно урегулирован, парень спокойно учится в НГУ, но, сколько было жалоб — неизвестно, вот только недавно от полпреда пожаловали», — рассказал «МН» директор СУНЦ Николай Яворский.

К такому решению суда, по словам Яворского, не был готов никто. «Судья Сергей Самулин давно работает в Академгородке и давно знает местную жизнь и нас. Это был удар для нас, для университета, для наших выпускников, многие из которых составляют костяк сибирского отделения РАН. Но мы будем стоять до конца и до Верховного суда дойдем, если нужно», — рассказывает директор. «Никакой особой предыстории нет, это гром среди ясного неба. В образовательных законах ничего, что касалось бы жизни таких центров, не поменялось. Их особый статус остается», — заявил «МН» областной министр образования Владимир Никонов. Ректор НГУ и местные чиновники оперативно обратились за поддержкой в Минобрнауки, тем более что замминистра, отвечающий за школьное образование – Игорь Реморенко – является воспитанником СУНЦ.

«Получили материалы суда, изучаем. Но, на первый взгляд, ситуация более чем странная. Типовые штаты образовательных учреждений отменены ещё в 2008 году. Это означает, что любой директор школы может взять в штат хоть крановщика (иногда и это необходимо, если школа занимается профподготовкой по данному профилю в старших классах). Не говоря уже про преподавателей университетов, работающих во многих школах России. Более детально — после изучения материалов дела в ближайшие дни», — оперативно отреагировал Реморенко. Чиновник уверен, что решение суда не будет иметь критических последствий. «В жизни пока ничего не поменялось», — заявил «МН» Игорь Реморенко.

История со штрафом в отношении новосибирской школы приняла серьезный федеральный масштаб: в защиту СУНЦ выступили математики и создатели Колмогоровского проекта (по поддержке одаренных детей). «Это какое-то надругательство над здравым смыслом и форменное безобразие. Я не понимаю, почему Академгородок и университет не вмешались в ситуацию до суда и до проверки. И помимо защиты конкретной школы надо заново пересмотреть положение о СУНЦ и всех подобных школах-интернатах для одаренных детей на предмет совпадения с современными законами и разными СанПиНами. Есть опасность, что это судебное решение может стать прецедентом», — заявил «МН» Александр Абрамов, известный математик, член-кор РАО, председатель совета выпускников московского СУНЦ им. А.Н. Колмогорова. «Опасность в том, что это судебное решение – результат действия людей, которые хотят выслужиться и эти плановые проверки проходят на автомате », — считает замдиректора по науке знаменитого московского лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи.

Сам директор СУНЦ НГУ Николай Яворский видит взаимосвязь между ситуацией, возникшей в Новосибирске и общим положением спецшкол и центров. «Когда академики и известные математики, в том числе директора всех СУНЦ создавали Колмогоровский проект, в том числе собиралась и рабочая группа под руководством Игоря Реморенко. Однако эта работа фактически была выброшена в корзину, Колмогоровский проект потерпел неудачу. Пришла другая волна: {ректор ВШЭ Ярослав} Кузьминов и его команда сделали другую программу, которую в итоге и утвердили, изначально в ней опыт спецшкол вообще не был учтен и даже предлагалось уйти от их опыта», — заявил Яворский. Как уже ранее сообщали «МН», новая госпрограмма поддержки одаренных детей в одной из первых редакций действительно предполагала закрытие математических и естественнонаучных спецшкол, которые якобы провоцируют социальную дифференциацию, и потому вредны. А поддержку одаренных детей следовало проводить в многопрофильных школах. Второй признак упадка СУНЦ, по мнению авторов Колмогоровского проекта, кадровая политика со стороны руководства базовых университетов. В марте 2012 года в СУНЦ при МГУ директором был назначен руководитель Студсоюза МГУ и руководитель «студенческого крыла» путинского «народного фронта» Андрей Андриянов. Такое кадровое решение вызвало недовольство в коллективе, негодование клуба выпускников знаменитой школы и представителей математического сообщества.

Источник: http://mn.ru/society_edu/20120913/326995984.html
Мне нравится0
16.09.2012 00:39:53
Новосибирскую физико-математическую гимназию хотят закрыть, потому что там слишком хорошо учатся

К бурной реакции родителей учеников, которых отчисляют за неуспеваемость, в элитной новосибирской школе привыкли. Обиженные мамы и папы уже обращались в прокуратуру, писали президенту. Но до суда дошли впервые.

По заявлению женщины проверку начал Рособрандзор. Оказалось, Физико-математическая школа – злостный нарушитель! Она не соответствует положению о школах-интернатах: здесь, к примеру, уроки ведут не учителя, а профессора (сотрудники госуниверситета и российской академии наук). Недопустимым ревизоры посчитали и то, что с десяти- и одиннадцатиклассниками не работают дефектологи, логопеды, нянечки и вожатые.

Николай Яворский – директор специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета: «Это уровень современных корифеев науки, то есть те, кто на переднем крае науки – именно они должны учить – это идея Лаврентьева. Это он считал, что детям нужно давать самое передовое, самое лучшее и чтобы их учили лучшие люди».

Всех преподавателей с пугающими учеными регалиями, согласно выводам комиссии, нужно уволить и нанять простых учителей с педагогическим образованием. Устранить все нарушения потребовал и суд, оштрафовав физико-математическую школу на сто тысяч рублей.

Андрей Мальцев, преподаватель информатики и математики специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета: «Это чиновники сравнивают с интернатом для неблагополучных детей, в соответствии нужны учителя, которые учат складывать, вычитать. Это результат бюрократической системы, формально-то они правы».

В юриспруденции такие ситуации называют «коллизией норм права» – когда постановления противоречат друг другу и непонятно, какому из них отдать предпочтение.

Михаил Федорук, ректор Новосибирского государственного университета: «У меня вызывает недоумение такое решение судьи, который принимал решение и находился не на Северном полюсе, а, находясь в Академгородке! Ну он должен знать историю Академгородка и что тут происходит».

Специализированный учебно-научный центр создали почти полвека назад по инициативе Михаила Лаврентьева – основателя новосибирского Академгородка. Сюда приезжают учиться из других городов и стран. Ребята проходят жесткий отбор. Право получать здесь образование нужно заслужить – победами на олимпиадах, участием в конференциях, естественно, отличной учебой. Подобных школ в России всего четыре.

За школу для одаренных детей вступилась прокуратура. Она подала протест в областной суд и сейчас он находится на рассмотрении.

Мария Мельникова, помощник прокурора Советского района Новосибирска:
«Отождествление судом СУНЦ НГУ и общеобразовательной школой-интернатом противоречит целям и задачам государства – расширение дифференцирования обучения граждан, более полное раскрытие их склонностей и способностей».

Сейчас физматшкола работает в обычном режиме. Занятия ведут те же преподаватели, расписание тоже осталось без изменений. Руководители намерены обжаловать решение суда, кассацию рассмотрят буквально на следующей неделе. Ведь исполнить судебное предписание – это все равно что закрыть специализированный учебно-научный центр или превратить его в обычную общеобразовательную школу.

Репортаж Лейлы Ахмедовой: http://5-tv.ru/news/59864/
Мне нравится0
16.09.2012 05:19:12
Мнение высказывает Александр Абрамов, член-корреспондент Российской академии образования, председатель совета выпускников СУНЦ при МГУ 13 Сентября 2012, 19:14:02

Мне эта история кажется полной фантастикой. Этой новосибирской школе в этом году 50 лет, все школы при университетах работают очень давно и основные преподаватели в них — профессора и работники вузов. По-моему, то, что происходит с этой школой, — полный бред. Уж не знаю, на каком основании суд вынес подобное решение, но ведь школы работают на основании соответствующих документов: в свое время было постановление Совета министров СССР, в 1988 году было постановление правительства о специализированных учебных научных центрах. Одним словом, это совершенно возмутительная и бредовая история.

Те, кто подверг школу санкциям, должны понести ответственность. Эта школа уникальная, так с ней обходиться нельзя. Нужно вернуться к положению об этих школах при вузах и создать им условия для работы, чтобы в дальнейшем ничего подобного не возникало.

Директор школы отреагировал совершенно адекватно. Но мне странно то, что в его поддержку никто не выступил. На мой взгляд, должна была поступить реакция людей из Академгородка, реакция ученого сообщества. Эта ситуация меня удивляет.
http://mnenia.ru/rubric/society/sud-v-novosibirske-zakryvaet-fizmat-shkolu--tam-uchili-slishkom-horosho/
Мне нравится0
17.09.2012 11:14:50
Не учи учеными

Уникальную школу закрывают, потому что в ней работают профессора, а не учителя
Более 500 учеников физматшколы попали в правовой вакуум

22 августа суд Советского района г. Новосибирска вынес постановление, фактически прекращающее работу уникальной физико-математической школы при Новосибирском государственном университете. А сам университет, в состав которого входит школа, был оштрафован на 100 тысяч рублей. Всё это потому, что в школе работают не учителя с педагогическим образованием, а университетские преподаватели и научные сотрудники Сибирского отделения Российской академии наук. 18 сентября постановление районного суда будет обжаловано в областном.

http://www.novayagazeta.ru/society/54486.html
Мне нравится0
17.09.2012 11:36:29
Комментируя ситуацию, глава минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов заявил: "Я поручил Рособрнадзору проанализировать данную ситуацию. Это достоинство, а не недостаток, когда в школах и лицеях преподают профессора и кандидаты наук".

http://www.rg.ru/2012/09/17/uravnilovka.html
Мне нравится0
17.09.2012 16:59:01
Мы будем биться за детей
Интервью с директором новосибирской физматшколы, оказавшейся "вне закона"
http://lenta.ru/articles/2012/09/17/fizmat/
Мне нравится0
19.09.2012 05:50:06
Областной суд отменил решение по новосибирской физматшколе
18 сентября, 12:52

Судья Новосибирского областного суда Татьяна Решетникова отменила решение суда Советского района по делу о статусе и преподавателях новосибирской физиматшколы (СУНЦ НГУ), передаёт 18 сентября корреспондент Сиб.фм из зала суда.

Районный судья, вынося 7 сентября решение о нарушении штатного расписания в физматшколе, опирался на приказ Минздравсоцразвития, который, однако, не распространяется на деятельность СУНЦ, заявил апелляционный суд.

Областной суд поддержал позицию физиматшколы о том, что она работает в соответствии со специальным постановлением Совета министров СССР от 1988 года.

Кроме того, заявила судья, проверка Рособрнадзора в физматшколе, после которой тот подал иск, была проведена с нарушениями. Чиновники имели право проводить проверку только с разрешения районного прокурора.
Напомним, Советский районный суд Новосибирска принял решение, согласно которому СУНЦ НГУ обязан изменить штатное расписание, а преподавание в школе, где работают профессора вуза, должны вести учителя. Учебное заведение оштрафовано на 100 000 рублей. По словам директора учреждения Николая Яворского, такое решение суда по сути означало закрытие специализированной школы и превращение её в обычную общеобразовательную.

http://sib.fm/news/2012/09/18/oblastnoj-sud-otmenil-reshenie-po-novosibirskoj-fizmatshkole

В Новосибирске университетским профессорам разрешили преподавать в школе

http://5-tv.ru/news/60026/
Мне нравится0
19.09.2012 07:36:11
письмо выпускников ФМШ (и не только) на сайте СУНЦ НГУ http://nsesc.ru/

Письмо в поддержку СУНЦ НГУ от тех, кому дорога наша Школа

Мы надеемся, что абсурдное решение суда в отношении физико-математической школы будет отменено и прилагаемое письмо понадобится лишь как выражение нашей моральной поддержки коллективу СУНЦ, НГУ, всего Сибирского Отделения. Желаем Вам дальнейших успехов на ниве обучения и воспитания сначала талантливых школьников, затем студентов и, наконец, достойных научных кадров.

Выпускники ФМШ (и не только) - студенты НГУ - сотрудники Институтов СО РАН - преподаватели НГУ и ФМШ.

PDF: http://nsesc.ru/attachments/article/221/письмо в поддержку ФМШ.pdf
http://bit.ly/Uio3EK
Мне нравится0
19.09.2012 14:50:43
Атака отбита

Новосибирский областной суд удовлетворил жалобу Новосибирского госуниверситета (НГУ) на решение Советского районного суда Новосибирска, оштрафовавшего вуз за нарушения в работе его Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ, в прошлом – физико-математическая школа) на 100 тыс. рублей. Таким образом, скандал, прогремевший на всю страну на прошлой неделе, пока что можно считать погашенным. Тем не менее будущее таких уникальных образовательных центров остается туманным.

Александр Попов

«Expert Online» / 19 сен 2012, 12:33
Новосибирская область, Россия
http://expert.ru/2012/09/19/ataka-otbita/
Мне нравится0
25.09.2012 05:44:31
Встреча директоров СУНЦ Московского и Новосибирского университетов.

15 сентября в Акадегородке Новосибирска прошла рабочая встреча директоров Специализированных учебно-научных центров Московского и Новосибирского университетов А.В.Андриянова и Н.И.Яворского.

Основной темой встречи стала подготовка предложений по доопределению юридического статуса университетских специализированных учебно-научных центров в современной системе образования России. Данный вопрос обострился в связи с решением суда Советского района Новосибирска о несоответствии СУНЦ НГУ типовому положению о школе-интернате. И хотя данное постановление было через неделю отменено Новосибирским областным судом, сложившаяся ситуация обратила внимание как научно-образовательной общественности, так и органов государственной власти на ситуацию правовой неопределенности, в которой существуют в настоящее время четыре подобных центра в вузах России – в Московском, Санкт-Петербургском, Новосибирском и Уральском федеральном университетах.

А.В.Андриянов выразил полную поддержку директору СУНЦ НГУ Н.И.Яворскому в его четкой позиции по защите системы СУНЦ, как передового направления современного специализированного образования.

А.В.Андриянов: «Сейчас необходимо не только отстоять право на существование таких центров, как СУНЦ НГУ и МГУ, доказавших за годы существования свою эффективность. Нужно по-новому взглянуть на современное специализированное естественнонаучное образование, которое призвано стать локомотивом науки и инновационной экономики будущего. Необходимо ставить перед подобными школами новые амбициозные задачи и достигать их. Именно поэтому наша цель – не только сохранить все лучшее, что наработано предыдущими поколениями ученых и педагогов, но и придать новые смыслы и векторы развития нашим учебно-научным центрам, чтобы и дальше повышать уровень естественнонаучного образования в перспективных для нашей страны направлениях».

На встрече было принято решение в конце сентября провести совместное совещание руководства всех четырех СУНЦов, на котором будет разработано совместное обращение в органы государственной власти России с предложениями о дальнейшем развитии специализированного естественнонаучного образования в нашей стране, а также с конкретными поправками и дополнениями в действующее законодательство и в новый закон «Об образовании в Российской Федерации», чтобы полностью доопределить статус подобных школ в системе образования.

http://internat.msu.ru/?p=4243
Мне нравится0
03.10.2012 06:55:42
Виктор Садовничий, ректор МГУ:

- Нужен особый документ, который регламентировал бы работу учреждений для одаренных детей. В прежние времена существовало соответствующее решение правительства, сейчас, возможно, стоит также подумать об этом. Возможно, в новом проекте закона "Об образовании" должно быть положение о том, что такие школы имеют особый статус, и он отличен от обычных школ. Такие специализированные школы нельзя выводить из состава университетов. В этом случае они вообще потеряют смысл. Для МГУ этот вопрос очень важен, мы собираемся открывать еще одну школу для одаренных детей - здание для нее уже строится. Допускаю, что СУНЦы могут появиться и при других университетах, там, где есть возможности, в первую очередь научные школы и кадры для работы с одаренными.

http://www.rg.ru/2012/10/02/mgu.html
Мне нравится0
19.10.2012 02:44:38
Директор ФМШ: В отличие от обычной школы, у нас одаренный ребенок – не значит первый!

Автор: Марина ФОМИЧЕВА

Опубликовано : 2012-10-18 09:05:50

АиФ-Новосибирск: В Сибири ФМШ является очень известным учебным заведением, а в связи с последними событиями о ней узнали и по всей стране. Даже Министерство образования заявляло, что менять систему образования в ФМШ никто не будет. Скажите, после того как ученики ФМШ получили довольно специализированное среднее образование, куда они идут поступать, в какие вузы?

– Большинство выпускников поступает в НГУ. Однако если несколько лет назад в него поступали 90% наших выпускников, то в этом году – 56%. Во многом это связано с повышенной мобильностью из-за ЕГЭ. Плюс к этому мы проводим всесибирскую олимпиаду школьников, которая включена в список олимпиад, по результатам которых также можно поступать в вузы России вне конкурса. Остальные ребята поступают в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, какое-то количество - в вузы Новосибирска. В Москве в основном идут в МГУ, Московский физтех, Высшую школу экономики. Одна девушка в прошлом году поступила у нас в консерваторию. Так что, несмотря на наше направление, ученики поступают в различные места.

АиФ-Новосибирск: Несмотря на то, что из-за ЕГЭ в НГУ стало поступать меньше выпускников ФМШ, как Вы относитесь к введению ЕГЭ?
– Поступать стало меньше, но все же это один из измерителей знаний. Также эта система осложнила нашу жизнь в плане того, что приходится отвлекать часть учебных и преподавательских ресурсов, чтобы именно учить сдавать ЕГЭ. Нужно уметь писать тесты, и надо это делать хорошо, качественно и аккуратно, а не у всех это получается. Если ты получил хорошее образование, то хорошо сдашь ЕГЭ, хотя лучшие наши ребята на 100 баллов не пишут. Обязательно где-нибудь в части А ошибаются по невнимательности, но 90 баллов и выше стабильно получают.

Фото пресс-службы НГУ

Жизнь вдали от дома

АиФ-Новосибирск: Такое учебное заведение, как ФМШ, показывает, что эта система довольна успешна. Не стоит ли сделать больше подобных школ?

– Это сложный вопрос. Все такие школы, а их в России четыре, – интернаты. У нас развитая система поиска и отбора одаренных детей по всей территории России, а не все это могут позволить. Кроме того, ребенку не совсем обязательно ехать в интернат, социализация достаточно жесткая. У нас же как – профессорский сыночек и кто-нибудь из отдаленной деревни селятся в одну комнату, и вот они начинают притираться друг к другу. Каждый привносит сюда свои манеры, жизненный уклад. Потом они проводят круглые сутки вместе – на учебе, в общежитии, и дружеские отношения сами собой завязываются. Тем более в таком возрасте проще привыкнуть новым условиям. Кроме того, помимо интерната, существует система специализированных классов – в этом году состоялся их первый выпуск. Результаты замечательные, они оказались на голову выше всех других выпускников. Если сделать такие классы, обеспечив кадровый состав, наладив связи с вузами, то будет совсем другой уровень образования. При этом учителя тоже должны захотеть работать с одаренными детьми, ведь это очень сложный контингент. Можно спросить у учителей, и они скажут: «Слава богу, у меня в классе нет одаренного ребенка». Такие дети живут на грани – могут что-то сказать, опередить учителя, поставить его в неловкое положение. Такое случается сплошь и рядом, а у нас они все такие. Спасает только то, что они хорошие.

Фото пресс-службы НГУ

АиФ-Новосибирск: Расскажите подробнее про систему отбора, пожалуйста.

– В этом году исполнилось 50 лет с начала работы этой системы, которая началась со всесибирской олимпиады. Она была предназначена для того, чтобы собрать детей с Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана сюда в Новосибирск для участия в летней школе. Призеры приглашаются в летнюю школу, откуда уже набираются учащиеся. В ЛШ можно также поступить по результатам заочной школы, обучение в которой ведется с ранних классов. Можно самому прийти и сдать экзамены. Находятся они в ее рамках  здесь 3 недели, по итогам которых пишут контрольную по 5 предметам. При этом должны сдать как минимум три предмета в письменной и устной форме. Летняя школа становится своеобразным испытанием, чтобы дети смогли понять не только, что такое наука, но и пожить в условиях интерната. Вообще у нас тут 500 одаренных детей вместе на равных. В школе все равно таких детей выделяют, а тут и шок может быть от того, что ты не первый. Потом период ступора проходит, кто-то подтягивается, реабилитируется.

Обмен учениками

АиФ-Новосибирск: В настоящее время у школы уже нет таких крепких связей с СНГ, как раньше?

– Кроме Казахстана, ученики которого составляют 10% от всего потока школы, с остальными странами после развала СССР сохранились только эпизодические связи. Хотя раньше, например, ученики из стран СНГ могли составлять треть потока. В 90-е у нас были налажены отношения и с другими странами. Так, сотрудничество с академией Филлипса в США длилось 10 лет. Это было полезно, как и для нас, так и для американской стороны. Но потом программа закончилась, и они переориентировались на Китай. Были также налажены связи с Великобританией. В последнее время поддерживаем сотрудничество с Южной Кореей, хотя они тоже стали больше смотреть в сторону Европы. В этом году наша команда едет на математический турнир в Индию, где все будет проводиться на английском языке.

АиФ-Новосибирск: В основном ученики школы – это ребята из сибирских городов?

– Да, это Сибирь, Дальний Восток и Казахстан. Из европейской части учеников не так много, у них там свои подобные школы. Плюс – это в основном дети из города. Причины последнего носят общероссийских характер – демографический спад, малокомплектность российских школ. Уровень образования падает быстрее, чем в городе. Доходы на селе также невысокие, а к нам нужно приехать и заплатить родительскую плату. Хотя для малоимущих она снижается в 10 раз, а лауреатам олимпиады сразу предоставляется пятидесятипроцентная скидка. К тому же есть программа поддержки ИЯФ. В настоящее время около 40 ребят получают стипендию – около 4 тысяч, больше чем у студентов. Так что тут больше вопрос стоит в готовности учиться таким образом.

Амбиции по расширению

АиФ-Новосибирск: Действительно ли жизнь в ФМШ до сих пор регулируется советскими постановлениями?
– Да, и последние события это подтвердили.

АиФ-Новосибирск: Не назрела ли необходимость принять новые постановления?

– Думаем над этим. Недавно мы совместно с другими сунцами подготовили наше обращение к министру образования, в котором определили те направления,  нуждающиеся в поддержке и развитии. Кроме того, нужно исключить правовой вакуум и вывести систему образованию на другой уровень. За 50 лет много сделано и накоплено, мы готовы поделиться этим. ФМШ могла бы стать центром естественнонаучного образования в Сибирском федеральном округе. Если бы на нас обратили серьезное внимание, мы могли бы также культивировать и гуманитарные предметы. Наши стремления означают, по сути, расширение, новые здания, корпуса. Если бы это было, могли бы оказывать серьезную поддержку образованию в регионе: методическая поддержка спецклассов, переподготовка кадров. Мы же подразделения университетов – поэтому можем выдавать соответствующие дипломы.

Досье: Николай Иванович Яворский – выпускник НГУ, профессор, доктор физико-математических наук. Заведует лабораторией в Институте ядерной физики СО РАН. С 1990 работал в ФМШ в качестве заместителя директора. С 2006 года – директор школы.


Постоянный адрес статьи: http://www.nsk.aif.ru/society/article/29839
Мне нравится0
20.10.2012 21:21:29
Программа финансирования школ для одаренных детей будет пересмотрена

Пятница, 19 октября 2012, 17:30

Одна из основных проблем, по словам вице-премьера Ольги Голодец, заключается в том, что материально-техническая база учебных заведений для одаренных детей во многом не отвечает современным требованиям



Правительство пересмотрит программу финансирования школ для одаренных детей. Об этом сегодня заявила вице-премьер Ольга Голодец на совещании по вопросам образования. Оно прошло в школе имени Колмогорова - специализированном учебно-научном центре при Московском университете. До начала совещания вице-премьер осмотрела школьные классы, а также пообщалась с учениками. Многие из них являются победителями международных олимпиад по физике, математике и информатике.

Россия, подчеркнула Голодец, по-прежнему считается одним из фаворитов таких соревнований. Но материально-техническая база учебных заведений для одаренных детей сегодня во многом не отвечает современным требованиям.

Ольга Голодец, заместитель председателя правительства РФ:
- Сегодня мы в СУНЦе видели, что это очень серьезная задача, потому что необходимо развивать лаборатории, ребята должны постоянно заниматься и вести лабораторные работы на современном оборудовании. И я думаю, нашему государству это под силу - обеспечить таких выдающихся ребят для того, чтобы создать им хорошую, устойчивую материально-техническую базу.

http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?id=cc520242-9e17-4bfb-9469-11f5ee79da3a
Мне нравится0
22.10.2012 21:57:50
Полный СУНЦ!

Московский Комсомолец № 26073 от 22 октября 2012 г.

Деньги из бюджета упорно не доходят до талантливых детей

Российские интернаты для юных гениев живут по постановлениям Совета Министров СССР от 1988, а в чем-то — и 1963 года. А бюджетные средства на них либо не выделяются, либо теряются где-то по дороге. И то и другое вскоре будет преодолено, заверила вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец, посетив физико-математическую школу имени Колмогорова для одаренных детей в Москве.

Московская Колмогоровская школа оборудована по последнему слову науки и техники. Только, увы, не сегодняшних, а времени своего создания — 1963 года. Старое здание, десятилетиями не знавшее капремонта, допотопное оснащение физической лаборатории, чистенькие, но бедные комнатки общежития на пять коек... Всё это увидели и оценили вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец и глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.

Впрочем, СУНЦ (специализированный учебно-научный центр) МГУ еще крупно повезло. Он, так же как и аналогичный центр для одаренных детей в Санкт-Петербурге, входит в университетские структуры. А потому имеет гарантированное финансирование из бюджетов этих вузов:

— Наше ежегодное финансирование школы, — уточнил ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий, — составляет 170 млн рублей. На зарплаты идет 70 миллионов. С 2009 года в ремонт и оборудование мы вложили 40 миллионов, а на будущий год вложим еще 20.

(Для справки: в Москве одна «душа» обычного старшеклассника стоит 123 тысячи рублей в год, а в СУНЦ МГУ — 137 тысяч.)

А вот дела других российских СУНЦ совсем плохи, сообщили Ольге Голодец и Дмитрию Ливанову приехавшие на встречу с ними директора, — в России на сегодняшний день всего-то шесть таких школ, где учатся 2,2 тысячи самых талантливых ребят. В вузовские структуры они не входят, а потому от университетов не имеют ничего. Да и деньги, положенные самым обычным школьникам, они сплошь и рядом не получают: механизм «деньги следуют за учеником» на финансировании одаренных детей почему-то дает сбой, и бюджетные средства оседают где-то по дороге. На данный момент никто не может точно сказать — где именно. Получается, что школы для талантов не только не имеют положенных доплат (вырастить гения стоит намного дороже, чем обычного человека), но даже минимума, достающегося всем остальным. Такая вот получается господдержка талантов.

— Нормативная база, по которой работают с одаренными детьми, нуждается в уточнении и пересмотре, — признал Дмитрий Ливанов. — Нельзя жить по постановлениям СМ СССР 1988 года и тем более 1963-го! Нынешняя сложность заключается в том, что СУНЦ внутри университетов должен следовать типовым положениям как среднего, так и высшего образования. Эти школы должны иметь особый статус, и это должно быть отражено в нормативной базе. Учтем и пожелания сделать более гибким учебный процесс в таких школах, чтобы участники Олимпиад не имели проблем в связи с подготовкой и участием в них. Будем решать эти вопросы — возможно, через дополнения к Закону «Об образовании».

На том и порешили:

— Берем месяц, чтобы проработать вопрос правового статуса СУНЦ и определиться с реальными предложениями по дополнению в законодательство. За то же время надо определиться и с финансированием СУНЦ. Прошу всех директоров за это время подготовить свои предложения и программы развития.

Среди других мер реальной господдержки школ для одаренных детей Ольга Голодец назвала «серьезную задачу развития материально-технической базы — мы это сегодня видели в школе Колмогорова» и «расширение охвата талантливых детей. Финансирование таких школ должно быть выше обычного. А эти дети должны находиться на полном обеспечении государства!»

http://www.mk.ru/social/article/2012/10/21/763921-polnyiy-sunts.html
Мне нравится0
30.10.2012 04:16:41
Новая страница в истории российских СУНЦ: правительство пересмотрит механизмы поддержки школ для одаренных детей.

СУНЦ - специализированные учебно-научные центры – явление не новое. В 2013 году исполняется 50 лет с момента создания первых таких школ. Сейчас существует 4 СУНЦ, которые были организованы еще Правительством СССР, – Московского, Новосибирского, Уральского федерального университетов и Академическая гимназия Санкт-Петербургского университета.

http://www.youngscience.ru/includes/periodics/news_main/2012/1029/00009978/detail.shtml
http://internat.msu.ru/?p=4902
Мне нравится0
26.11.2012 07:04:37
Британия будет повышать качество образования, используя опыт СССР

Опыт советского и российского образования намерены перенять в Великобритании. Обучать способных к математике детей здесь собираются по образцу специализированных школ, появившихся в нашей стране еще во времена СССР. Таким способом министр образования Соединенного королевства Майкл Гоув планирует повысить уровень преподавания "царицы наук" в государственных учебных заведениях.

Первая такая школа, как ожидается, начнет работу в 2014 году на базе лондонского King's College, а позднее появятся и другие. Здесь будут углубленно изучать математику и готовить детей для поступления в лучшие университеты, передает ИТАР-ТАСС.

"Идея основана на сети школ, появившихся в эру гонки вооружений в 60-е годы минувшего столетия для выявления и взращивания математической и научной элиты с целью стимулировать развитие СССР, — уточняют британские СМИ. — Как и в советских школах, ряд которых укрепляют свои позиции в современной России, некоторые предметы будут вести преподаватели вузов или студенты".

Отбор учеников, как ожидается, будет проходить на основании результатов экзаменов, окончания летних курсов и собеседований и, как предполагается, будет очень строгим. В настоящее время King's College занимается разработкой собственной стратегии в отношении нового образовательного проекта.

В качестве образца для подражания британские СМИ приводят знаменитую физико-математическую школу-интернат при МГУ, основанную в 1963 году одним из крупнейших ученых XX века Андреем Колмогоровым. Этот специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) ежегодно отбирает 200 самых способных учеников, которых впоследствии обучают преподаватели, аспиранты и лучшие студенты МГУ. Среди выпускников школы Колмогорова – более 300 докторов и 700 кандидатов наук. СУНЦ окончил и один из ведущих мировых специалистов в области защиты от компьютерных вирусов Евгений Касперский.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=968432
Мне нравится0
26.11.2012 07:09:24
гениальное руководство


в наше время в вольнодумный Интернат назначался специальный «освобождённый секретарь ВЛКСМ» из бюро ВЛКСМ МГУ, обычно с Мехмата. например, был таким нашим школьным комсомольским секретарём Иван Иванович Мельников, будущий парторг и профорг МГУ, а ныне вице-спикер Государственной Думы.

так что назначение нынешнего директора СУНЦ МГУ вполне укладывается в общий исторический контекст, где позиция руководства СУНЦ/ФМШ при главном Университете — это политическая позиция и номенклатура даже не администрации МГУ, а ЦК или как там это теперь называется.

понятно, что и в советское время номенклатурные работники в сфере идеологии защищали диссертации либо «по совокупности работ», либо просто «за особые заслуги» перед партией и правительством. фактически научные степени и звания присуждались за заслуги и компетенции, а не за научные работы. соблюдение формальных правил в таких случаях не всегда необходимо.

вот например, нынешний министр обороны РФ смог из старшего лейтенанта запаса сразу стать генералом, минуя все промежуточные градусы в военной иерархии и не прослужив ни одного дня в армии на действительной службе. такие «социальные лифты» формально возможны, например, по специальному указу Президента или высших инстанций. для гениальных руководителей такая возможность в нашей формальной системе всегда была.

к науке все эти дела не имеют никакого отношения, кроме того, что в нашей стране наука традиционно входит в сферу ответственности идеологического отдела ЦК, но и там, как и в экономике в целом, наука «не весит» более 2-3%.

тем не менее, это не «мыльная опера» и на кону сейчас стоит само существование «школ для умных» в нашей стране. надеюсь, что единственно правильное политическое решение будет найдено, так как высшие инстанции нуждаются в большом количестве умных людей и даже в некотором количестве гениальных.

руководство страны должно быть по определению гениальным.

http://park.futurerussia.ru/extranet/blogs/aadamchuk/316/
Мне нравится0
26.01.2013 07:20:57
25.01.2013 По словам главы региона, в рамках реализации проекта «Физтех-XXI» при МФТИ будет построена школа-интернат для обучения одарённых детей. «На первом этапе строительства школы из областного бюджета потребуется более 400 млн рублей, - сказал А. Воробьёв. - Мы готовы оказать помощь. Финансирование строительства начнётся уже в этом году».

Стоимость же всего проекта по созданию образовательного учреждения может составить порядка 1,5 млрд рублей. Школа физико-математической направленности позволит обучаться более 700 ученикам. Кроме того, при школе будет пансион на 300 мест.

http://www.mosreg.ru/news/77979.html
Мне нравится0
28.01.2013 17:38:57
Физматшкола Новосибирского госуниверситета отпраздновала 50-летний юбилей

Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского госуниверситета, в просторечьи – физматшкола или ФМШ, отпраздновала 50-летний юбилей. На праздник приехали представители администрации разного уровня, видные деятели научного и образовательного сообщества страны, выпускники школы разных лет, включая самый первый выпуск 1963-го года. Ведь это элитная – в лучшем смысле слова – школа: туда отбирают одаренных ребят, которые интересуются точными науками и хотят посветить им свою жизнь. Подобных центров в России всего пять.

Среди выпускников СУНЦ около 4 тысяч кандидатов наук, более 500 докторов, 10 академиков. Обучают школьников 260 высококвалифицированных преподавателей: профессора, кандидаты и доктора наук, доценты. СУНЦ - это школа-интернат – здесь живут 500 детей 10-11 классов из разных регионов. Кстати, именно это послужило в сентябре прошлого года поводом для скандала – Новосибирский суд решил, что СУНЦ нарушает законодательство, поскольку в интернате должны работать учителя, нянечки и логопеды, а не профессора и академики. Физматшкола была поставлена на грань закрытия. Благо, все закончилось хорошо – суд пересмотрел свое решение, в чем есть заслуга и нашей газеты: мы оперативно откликнулись на событие, Министерство образования России вступилось за ФМШ, и очередной суд был в ее пользу.

Как говорит директор СУНЦ, профессор Николай Яворский, у школы грандиозные планы на будущее:

- Теперь физики и лирики уходят на второй план, мотивация в обществе другая. Сейчас интересы общества тоже смещаются, на первый план уже выходят науки о жизни – не физика и математика, а химия и биология. В прошлом году в ФМШ было рекордное количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников – 19 человек, из них 10 – по химии. Но мы теперь не ограничиваемся своей школой, работаем с учителями других учебных заведений, которые способны готовить одаренных детей. Хотя все же надеюсь, ФМШ будет звучать еще громче и точно станет первой в России.

Новосибирск

http://ug.ru/news/6707

http://50.nsesc.ru/
Мне нравится0
30.01.2013 20:10:04
Новосибирская ФМШ должна быть стратегическим потенциалом

Знаменитой Физико-математической школе при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ) исполнилось 50 лет. Выпускники всех возрастов ностальгируют, на юбилейных вечерах и страницах газет старожилы вспоминают знаменитых основателей и в первую очередь академика М.А.Лаврентьева, а фымышата продолжают учиться, боятся вылететь и не ходят гулять после отбоя. О том, насколько сегодняшняя ФМШ похожа на то, к чему стремились 50 лет назад, COPAH.info спросил у директора СУНЦ НГУ профессора доктора физико-математических наук Николая Ивановича Яворского.

http://nauka.baikal24.ru/article.php?type=digest&id=263
Мне нравится0
16.03.2013 08:31:24
В вузах появятся спецшколы для одаренных

В школах должны появиться профильные вузовские классы, а в вузах - спецшколы для одаренных.

Такую точку зрения высказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на заседании Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России. Вела заседание вице-премьер Ольга Голодец, которая начала с того, что раскритиковала, как идет работа над федеральными стандартами в сфере дополнительного образования.

http://www.rg.ru/2013/03/15/talanty-site.html
Мне нравится0
26.04.2013 09:18:15
«Колмогоровский проект» уже реализуется

не дожидаясь сильно затянувшегося старта мероприятий по воплощениию Концепции (http://bit.ly/Ya6Y7U) в жизнь, мы объявили о программе присоединения лучших физматшкол ФМШ и лицеев Российской Федерации и стран СНГ к нашей электронной библиотеке Физтеха (http://lib.mipt.ru/), существующей уже 9 лет во внутренней сети «Большого Физтеха» и охватывающей не только кампус МФТИ в Долгопрудном, но и десятки ведущих научно-исследовательских и проектно-конструкторских базовых институтов МФТИ и высокотехнологичных фирм, созданных физтехами.

уже есть отклики и первые очень сильные школы уже присоединились к нам — процесс пошёл!

фактически мы приступили к созданию сетевой структуры, призванной объединить все лучшие физматшколы в стране в единую сеть с центром в МФТИ — такого ещё не было.

центральным ядром этой сети служит наша электронная библиотека Физтеха.

по-видимому, нам придётся сделать новую структуру в МФТИ — проектную межфакультетскую лабораторию или центр для координации нашей работы по теперь уже федеральной электронной библиотеке, библиотеке ФМШ и Физтеха, и сетевой организации лучших физматшкол.

результатом должно стать создание ФМШ школы-интерната при МФТИ, как методического центра и ядра всей сети региональных физматшкол в стране.

в идеале было бы провести в обозримом будущем в новой ФМШ при МФТИ Международную олимпиаду по физике/математике/информатике, а потом сделать эту школу-интернат нашей олимпийской деревней, постоянной федеральной базой для подготовки наших команд для всероссийских и международных олимпиад по физике, математике, информатике.

у спортсменов есть такие «школы олимпийского резерва» — чтобы побеждать, нужно много тренироваться и вкладывать большие средства в систему подготовки чемпионов и команд-победителей.

это будет началом реализации «Колмогоровского проекта», но с методическим и организационным центром на Физтехе, в МФТИ.

см. Что такое Колмогоровский проект
И как за него бороться
http://www.park.futurerussia.ru/extranet/blogs/aadamchuk/114/

я считаю, что тот, кто сейчас поддержит нашу сеть ФМШ и систему специализированного физмат образования, получит «право первой ночи» при отборе самых сильных и перспективных молодых людей для работы в своих проектах и компаниях.

сегодняшняя талантливая молодёжь из сети лучших ФМШ — это наши завтрашние лидеры, учёные, управленцы, предприниматели, государственные деятели.

в это дело надо вкладываться, чтобы обеспечить лидерство.

администрация Физтеха проявила заинтересованность и может быть в перспективе изыщет какие-то фонды и ресурсы для поддержки этого проекта, но пока мы делаем всё на внутренних резервах и на общественных началах, хотя фонды и поддержка нам нужны уже сейчас.

если будут ресурсы, то уже в этом году мы подсоединим к нашей сети 120 самых сильных физмат школ и лицеев.
по нашим оценкам для этого потребуется порядка USD 600,000 и команда из 15-20 физтехов,

этот проект допускает масштабирование и подсоединение к нашей сети порядка 1000-1200 лучших школ в стране за 2-3 года при общих затратах порядка USD 5,000,000.
операционные издержки после присоединения будут значительно ниже, хотя нам придётся увеличить нашу команду, занятую в этом проекте, до нескольких десятков студентов-аспирантов Физтеха, работающих part-time, примерно как в ЗФТШ (http://www.school.mipt.ru/).

даже если мы сможем присоединить к нашей сети 1000 самых лучших школ — это будет всего лишь порядка 2% от общего числа средних школ в России (школ в РФ чуть больше 50,000).

но это должна быть очень сфокусированная целевая программа, которая должна дать серьёзный и очень скорый, почти немедленный эффект.

это начало нового большого федерального проекта или даже новой федеральной целевой программы.

речь идёт о создании физтеховской сети ФМШ, сейчас ничего подобного пока ни у кого нигде в мире нет.

именно такие уникальные проекты обеспечат нашей стране конкурентное преимущество и прорыв в будущее.

на самом деле мы уже реализуем «Колмогоровский проект».

AA
Мне нравится0
26.04.2013 11:55:20
Президент поддержал идею возродить спецшколы для талантливых детей

Президент Владимир Путин предложил возродить специальные учебные заведения для одаренных детей, передает РИА Новости.

Путин выразил сожаление, что исчезли многие специализированные школы, которые собирали талантливых детей со всей страны и учили по особой программе. Такое мнение он высказал на съезде ОНФ в Ростове-на-Дону.

"Мы эту тему с коллегами уже обсуждали и договорились о том, что будем возрождать специальные учебные заведения, в том числе, в среднем звене", - отметил Путин. Особое внимание будет уделяться математическим школам, поскольку, по словам президента, "математика - это предмет национальной гордости, на котором основаны все наши успехи предыдущих десятилетий: и ядерная программа, и космическая программа, и металловедение, судостроение, атомный подводный флот".

http://www.rg.ru/2013/03/29/shkoly-anons.html
Мне нравится0
30.04.2013 22:51:14
А.Л.Семенов, д.ф.-м.н., ректор МИОО, академик РАН и РАО, главный редактор журнала «Квант», о единой концепции развития математического образования в России на встрече В.В.Путина с общественностью.

http://youtu.be/kTHznNwmyas

29 марта 2013 года. Пресс-служба Президента РФ.
выступление А.Л.Семенова (и комментарий Президента РФ) о математическом образовании. (На конференции Общероссийского народного фронта в Ростове-на-Дону). http://kremlin.ru/news/17767#selection_index38
Мне нравится0
07.02.2014 11:30:11
"в каждом федеральном округе должен быть создан учебно-научный центр – СУНЦ."

Наука для молодых

Накануне Дня российской науки глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов обсудил с преподавателями дополнительного образования, как сделать науку популярной для школьников.

«Основная задача – привлечение детей к науке, повышение их интереса к инженерно-технической деятельности, – сказал министр образования и науки РФ. – Очень важна тема популяризации науки, научного знания и в целом – научного подхода к жизни. Только так мы можем противостоять суеверию и тому, что называется псевдонаука. В советские годы теме дополнительного образования детей уделялось большое внимание, действовала широкая сеть кружков. Эту систему надо развивать сегодня с опорой на наши традиции. Президентом поставлена задача повышения средней зарплаты педагогов допообразования до средней по региону к 2018 году. Уверены, что все регионы с этой задачей справятся. К развитию допообразования надо активнее привлекать вузы. При аттестации преподавателей вузов следует учитывать их работу со школьниками. Кроме того, в каждом федеральном округе должен быть создан учебно-научный центр – СУНЦ. На Дальнем Востоке сейчас обсуждаем такую возможность». <...>

http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=74377
Страницы: 1  2