Вернуться к обычному виду



Спартак Петрович Никаноров родился в Москве 30 августа 1923 г.

  

Спартак Петрович Никаноров родился в Москве 30 августа 1923 г.

С.П. Никаноров и Е.А. Каменев: НЕОЧЕВИДНЫЙ ПУТЬ

Для чего создавался Физтех и что из этого вышло

25 ноября 1946 года Постановлением Совета Министров СССР был создан физико-технический факультет МГУ – будущий Московский физико-технический институт. Физтех создавался в ситуации острой нехватки кадров для ведущих отечественных научных институтов. Физтех – это ответ на неспособность существовавших в то время учебных заведений готовить инженеров-исследователей, сочетающих фундаментальное физико-математическое образование со способностью решать конкретные инженерные задачи. Главная цель Физтеха – подготовка лидеров в новых отраслях науки и техники.

С тех пор прошло более 60 лет, наша страна неузнаваемо изменилась, эти изменения не обошли стороной Физтех и физтехов. МФТИ сохранил традиции, составляющие основу «системы Физтеха», в институте открываются новые кафедры и факультеты, развивается сотрудничество с крупными Российскими и зарубежными компаниями, улучшается оснащение лабораторий. Руководство и коллектив института направляют свои усилия на повышение конкурентоспособности Физтеха.

Нынешние физтехи работают менеджерами, аналитиками и программистами в ведущих Российских и зарубежных компаниях. Наиболее талантливые выполняют научные исследования за границей. Среди физтехов можно встретить бизнесменов, политиков и деятелей искусства.

Однако, нужно помнить, что целевой результат, ради которого создавался легендарный ВУЗ, – это выпускники, занимающие лидирующие позиции на передовом фронте развития новых научных направлений. Это непревзойденные научно-технические достижения физтехов, это их вклад в могущество страны. Очевидно, что состояние современного Физтеха и достижения нынешних физтехов с каждым годом все дальше уходят от первоначальных целей.

Очевидный и неочевидный пути физтехов

Сегодняшнее состояние дел обусловлено многими внешними сокрушительными ударами, против которых не мог устоять не только отдельный институт, но и СССР в целом. Тем не менее, эта статья адресована нынешним физтехам: выпускникам и аспирантам, студентам и абитуриентам. Вы пришли в институт, привлеченные ореолом славы легендарного Физтеха. Одни из вас старались не замечать досадных различий. У других возникло недоумение, переходящее в навязчивые сомнения: «А Физтех ли это вообще? Где я? Зачем я?». Затем кто-то перестал посещать лекции и выполнять задания – все равно это не пригодится. Постепенно пропала ассоциация своего будущего с образом легендарного Физтеха.

Теперь молодой человек или девушка, оканчивая Физтех, желает найти работу с хорошей зарплатой, продвинувшись по карьерной лестнице, создать семью, использовать дальнейшее продвижение по карьере для улучшения условия своего существования. Это очевидный, наиболее распространенный путь, который не соответствует тому пафосу, с которым произносится слово Физтех. Этот путь обманывает надежды, с которыми на Физтех приходят абитуриенты.

Есть и другой вариант. Если раньше Физтех создавал физтехов, то теперь физтехи должны создать новый Физтех своими выдающимися достижениями, несмотря ни на что и вопреки всему. Слово «Физтех» должно зазвучать гордо не как дань памяти легендарных героев, а как восхищение нынешними физтехами.

Но как это сделать? Вопрос не имеет единого, верного для всех, ответа. Все мы разные. Но во всем разнообразии есть один инвариант. О нем говорили так часто, что перестали его замечать. Каждый физтех должен найти свое настоящее призвание – то, ради чего стоит жить. Когда страна делает очередной рывок на критическом этапе своего развития, когда обострены все глобальные проблемы и противоречия, именно в это время физтехи могут и должны найти свой неочевидный путь, тот путь, который невозможно пройти, только делая карьеру.

Этот путь не обязательно должен лежать в оборонной или научно-технической области, возможны самые необычные решения. Так, например, Василий Андреевич Курилов, выпускник МФТИ, генеральный директор крупного предприятия, разработал Теорию счастья и выпустил книгу с тем же названием. Книга содержит около 100 операционных схем, определяющих действия лиц, организаций и государств. Есть и другие примеры.

http://career.phystech.edu/masters_word/nikanorov.html
http://job.mipt.ru/archives/385

Спартак Петрович Никаноров родился в Москве 30 августа 1923 г.
http://master-concept.ru/spartak-petrovich-nikanorov/
В 1992 г. в МФТИ была создана кафедра «Прикладных концептуальных методов», в работе и развитии которой С.П. Никаноров принял активное участие.

Мне нравится0
06.09.2013 02:21:26
Спартак — чемпион! Спартаку Петровичу Никанорову — 90 лет!
Спартак Петрович Никаноров «Уроки СССР»
Интервью в рамках конференции "Устойчивое развитие России в условиях глобальной нестабильности. ДОРОЖНАЯ КАРТА 2025", 4 июня, Москва.
http://rutube.ru/video/958909fdac2a30818f61d08c355fa018/
Мне нравится0
06.09.2013 02:22:49
Спартак Никаноров «Наш паровоз вперед летит...» 4 апреля 2013
http://www.zavtra.ru/content/view/spartak-nikanorov-nash-parovoz-vpered-letit/
Мне нравится0
12.01.2014 11:22:27
С.П. Никаноров. «Уроки СССР. Исторически нерешенные проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР» (в формате *.pdf) /
http://www.inesp.ru/download/Nikanorov.S.P.Uroki.SSSR.pdf

Источник: сайт С.П. Никанорова http://spnikanorov.ru/
Мне нравится0
19.08.2014 20:42:41
Целевой результат Физтеха
первоначальная версия статьи С.П. Никанорова в спецвыпуске газеты «За науку», датированная 13.04.2008.

Неочевидный путь

С.П. Никаноров

Целевой результат Физтеха

25 ноября 1946 года постановлением Совета министров СССР был создан физико-технический факультет МГУ, в 1951 году на его базе был организован Московский физико-технический институт. Физтех создавался в ситуации острой нехватки кадров для ведущих отечественных научных институтов, работавших в оборонных отраслях. Физтех – это ответ на неспособность существовавших в то время учебных заведений готовить инженеров-исследователей, сочетающих фундаментальное физико-математическое образование со способностью решать конкретные инженерные задачи.

Главная цель Физтеха – подготовка лидеров в новых отраслях науки и техники.

С тех пор прошло более 60 лет, наша страна неузнаваемо изменилась, эти изменения не обошли стороной Физтех и физтехов. Сегодня МФТИ по прежнему хранит традиции, составляющие основу «системы Физтеха», вместе с тем ВУЗ не стоит на месте: открываются новые кафедры и факультеты, развивается сотрудничество с крупными Российскими и зарубежными компаниями, улучшается приборное оснащение лабораторий. Руководство и коллектив института направляют свои усилия на повышение конкурентоспособности Физтеха на рынке труда.

Современные физтехи работают менеджерами, аналитиками и программистами в ведущих Российских и зарубежных компаниях. Наиболее талантливые выполняют научные исследования за границей. Среди физтехов можно встретить бизнесменов, политиков и деятелей искусства.

Однако нужно помнить, что целевой результат, ради которого создавался легендарный Физтех – это выпускники, занимающие лидирующие позиции на передовом фронте развития новых научных направлений. Это непревзойденные научно-технические достижения физтехов, это их вклад в могущество страны. Очевидно, что современный Физтех и современные физтехи не имеют ни какого отношения к изначальным целям создания Московского физико-технического института.

Отсутствие целевого результата – это не вина Физтеха – это его трагедия. Нынешнее состояние Физтеха обусловлено многими внешними сокрушительными ударами, против которых не мог устоять не только отдельный ВУЗ, но и СССР в целом.

Очевидный и неочевидный пути физтеха

Однако, это обращение адресовано не Президенту и не Правительству страны, и даже не руководству Физтеха. Эта статья адресована нынешним физтехам: выпускникам и аспирантам, студентам и абитуриентам.

Вы пришли на Физтех, привлеченные ореолом славы легендарного Физтеха. Вначале Вы старались не замечать досадных различий. Постепенно возникло недоумение, переходящее в навязчивые сомнения: «А Физтех ли это вообще? Где я? Зачем я?». Затем перестали посещать лекции и выполнять задания – все равно это не пригодится. Пропала ассоциация своего будущего с образом легендарного Физтеха.

Теперь молодой человек или девушка оканчивая Физтех желает найти работу с хорошей зарплатой, продвинувшись по карьерной лестнице создать семью, продвигаясь по ней дальше стремится улучшать условия своего существования. Это очевидный, наиболее распространенный путь, который не соответствует тому пафосу, с которым произносится слово Физтех. Этот путь обманывает надежды, с которыми на Физтех приходят абитуриенты.

Что же делать с этой проблемой? Решение есть. Если раньше Физтех создавал физтехов, то теперь физтехи должны создать новый Физтех своими выдающимися достижениями не смотря ни на что и вопреки всему. Слово «Физтех» должно зазвучать гордо не как дань памяти легендарных героев, а как восхищение нынешними физтехами.

Но как это сделать? Вопрос не имеет единого, верного для всех ответа. Все мы разные, у всех свои способности и устремления. Но во всем этом разнообразии есть один инвариант. О нем говорили так часто и так много, что его перестали замечать.

Ответ прост: каждый физтех должен найти себя, свое настоящее призвание – то ради чего стоит жить. Сейчас для этого самое подходящее время. Управленческий аппарат России парализован бюрократией и коррупцией, научный и кадровый потенциал разбазарен. Вокруг страны сжимается обруч ненависти, ее окружают военными базами, от нее откалывают народы и территории. В этой предельной схватке, когда вновь решается судьба государства могут и должны найти свое призвание физтехи – свой неочевидный путь который невозможно пройти просто делая карьеру.