Вернуться к обычному виду



Блог Яна Чеснова - Сообщения с тегом "творчество"

  
  • Архив

    «   Ноябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  
Чеснов Ян Вениаминович

Блог Яна Чеснова

Автор: Чеснов Ян Вениаминович

Окончил исторический факультет Московского университета (1961), ученик Б. А. Рыбакова, А. В. Арциховского, Н. Н. Чебоксарова, С. А. Токарева. Кандидатская диссертация (1965) и последующие исследования были посвящены народам Индокитая, их итогом стала монография «Историческая этнография стран Индокитая» (М.: Главная редакция восточной литературы, 1976. — 300 с; расширенное немецкое издание — нем. Historische Ethnographie der Lander Indochinas, Берлин, 1985). С 1965 г. научный сотрудник Института этнологии и антропологии АН СССР. В 1999—2001 профессор Университета Российской Академии образования. С 2001 г. ведущий научный сотрудник Института человека РАН, вошедшего в 2005 г. в состав Института философии РАН. В 1998 г. опубликовал учебное пособие «Лекции по исторической этнологии».
В 2007 г. вышла новая монография Чеснова, «Телесность человека: философско-антропологическое понимание» (М.: Институт философии РАН. — 213 с.).


Экзистенция: низ тела (начало)

Полный текст статьи:Экзистенция: низ тела
Опубликовано в: «Философия и культура» № 4, 2011.

Я.В. Чеснов

Экзистенция: низ тела

Аннотация

Отправляясь от анальной стадии, выделенной Зигмундом Фрейдом, автор определяет философские и антропологические основания своей теории экзистенции низа тела. Он исследует мифологический материал с точки зрения возрастных стадий. Он показывает, что, несмотря на разнообразие обрядов и верований, человечество удивительно однородно в его внимании к дефекации и уринации. Это недвусмысленно наличествует в современных цивилизациях.

        Existension: The Lower Part of the Body.

Keywords: defecation, urination, fecal anxiety, defecation and urination rites, metabodiness, creativeness.

Annotation

Starting from the anal stage described by Sigmund Freud, the author establishes the philosophical and anthropological foundations of this theory. He studies the mythological material as seen from the human aging stages. It turned out that despite the multitude of rites and beliefs, humanity is surprisingly homogeneous in its attention to defecation and urination. This is unambiguously present in modern civilizations.





Мысле-образы зада

    Что касается ягодиц, то в осмыслении роли такого совмещения мощных мышц  великий Дарвин просто так пройти не мог. Это он сделал, опираясь на анатомические открытия Ж. Кювье, в том самом «Происхождении человека и отбора в зависимости от пола». Я делаю перевод нелитературным, но максимально близким к оригиналу. Потому что у Дарвина там развернута красивая теория о заднице. Он рассмотрел женский таз у человека в качестве  наиболее выдающегося вторичного полового признака, а сам зад счел видимым знаком  таза. Т.е. знаком репродуктивной системы. Женские же груди, по Дарвину, это мимикрия развитого зада и аномалия среди млекопитающих. Современные феминисты этого никак Дарвину простить не могут и постоянно на него нападают.

   Поскольку женский таз служит также локомоции и не только, то Дарвин и его прямые последователи неплохо поработали с мировым материалом, вроде стеатопигии у бушменских женщин. Но единого мнения по вопросу о женском заде нет: его форма: это то вторичный, то первичный половой признак, служащий адаптации. Зато сколько было рассмотрено внимательно разных интересных сюжетов, включая провокационные колебания задом женщинами «примитивных» народов. На островах Океании и во многих других регионах девочек такой походке учат с малолетства. На самого Дарвина, видимо, произвело огромное впечатление то, что он увидел в молодости у огнеземельцев во время плавания на «Бигле». У этого народа с архаической культурой абсолютно голые дамы не смущались, когда матросы их разглядывали спереди, но краснели, если кто старался  на них взглянуть сзади.

  Что ж тут особого? У развитых японцев самая волнительная для мужчины часть  женского тела – шея и спина. Портреты красавиц Хокусаи об этом говорят весьма красноречиво. А этимология чеченского термина для  близости с женщиной означает «вскочить на спину». Сколько наших манер смешны с точки зрения носителей иных культур!  И сколь различны манеры удаления того, что регулярно выходит из человеческого тела! Лингвист от Бога Николай Феофанович Яковлев знал досконально языки народов Поволжья и многие кавказские. Я лет 20 назад познакомился со стариком-ингушом, дяди которого у Яковлева были проводниками в горах. Когда они увидели, как Яковлев высморкнулся в носовой платок и его убрал, один другому сказал: «Смотри, какой жадный: даже сопли бережет!». Их поражало также, что Яковлев в горах (ведь кругом никого, кроме двух сверстников-мужчин) мог мочиться, далеко не отходя для одиночества. Он не был жадным человеком. В Кабарде он был вместе с аспирантом-кабардинцем, который в каждом новом месте на экспедиционные деньги устраивал банкеты. В конце концов, когда любитель пороскошествовать снова пришел за деньгами, Яковлев отказал. Аспирант у двери уже произнес: «Чтобы ты засунул свой желтый портфель в свою жопу!». Яковлев мгновенно ответил по-кабардински, швырнув  портфель в наглеца: «Пусть этот портфель из моей жопы войдет в твою ненасытную глотку!». Об этой реплике  кое-то помнит в Кабарде до сих пор. Чтобы понять ее до конца, надо знать о колоссальной деликатности кабардинцев в туалетном деле и о пристойности их речи. Там невозможно позвать товарища на помощь в каком-нибудь деле выражением «Тащи сюда свою задницу», как это можно услышать у американцев.

    Последний  фразеологизм соответствует всему духу  мышления, выраженного особенно у англо-саксов и немцев, в котором  парадигмы разъятого тела  сосредоточены вокруг зада. В других культурах, скажем в славянских, больше акцентированы гениталии.

   На Зигмунда Фрейда огромное впечатление произвели сочинения американца Джона Грегори Бёрка, имеющая в оригинале длинное название «Скатологические обряды всех наций. Диссертация об использовании экскрементных лекарств в религии, терапии, гадании, колдовстве, афродизиаках  и т.д. во всех частях земного шара» (1891)[1] и многочисленные работы знаменитого английского сексолога Хэвлока Эллиса, увидевшие свет в конце XIX - начале XX веков[2]. На них Фрейд отреагировал изданием «Трех очерков по теории сексуальности» (1905). Там и родилась его теория трех стадий телесной фиксации, начинающейся у ребенка орально, переходящей к анусу, а после этого к генитальной стадии. По Фрейду, развитие может задержаться на анальной стадии и стать основой взрослой гомосексуальности. Зад в этой конструкции играет важную роль в силу близости к анусу. Отсюда и фрейдовский интерес к походкам человека, женщин особенно.

   Нельзя сказать, что со времен Фрейда дело продвинулось. Но появились кое-какие дельные работы о походке, о дефекации и уринации. Но они вышли чаще из рук медиков, в силу интереса, вызванного их работой в Африке, в других регионах. Антропологи, по духу своей профессии близкие к философам, не то что застенчивы, а скорее обескуражены отсутствием надежной теоретической базы, трактующей выделения тела и работу соответствующих органов.  Все это выглядит невзрачно на фоне колоссального прогресса в сексологии, подогреваемого общественным интересом.

   Что касается основной темы нашего исследования, научно именуемого ягодицами, то в силу массы  ассоциаций с ними связанных, будем ее именовать «задом», ибо этим подчеркивается оппозиция всему «переду», где главным локусом будет, конечно, лицо. Говоря о заде,  люди всегда подразумевают некую его противоположность лицу. Эта дополнительность и вносит свою агональность в мысле-образ зада. Хотя его функции гораздо больше дефекации, но остановимся на них по возможности подробнее, привлекая материал  и по уринации. Все вместе  образует целостную экзистенцию «низа тела». К глубокому значению билатеральности  мысле-образа низа тела мы еще раз вернемся в конце исследования.

Намечая контуры нашего предмета, мы  следуем мысли Фрейда  о роли вертикальной позы человеческого тела и отторжении зоны выделений и генитальных актов. В мировом мифологическом материале можно найти не только особые представления и поведение в отношении зада, но и концепции  самостоятельной жизни ануса, вроде как отделившегося носа у Гоголя, например, у американского племени виннебаго.

В конце концов, отношение к низу тела и к выделениям вообще – это вопрос о свободопользовании. И поэтому тема облачена тайной. Это, на мой взгляд, вовсе не укрепляет тезис Ортеги-и-Гассета о том, что человек онтологически не гарантирован. Напротив, (и это будет показано ниже) люди через дефекацию и уринацию, через странные обрядовые манипуляции с низом тела с древности и по сию пору успешно__осваивают пространство и время, строя онтологию мира и свою собственную экзистенцию.

Конечно, жизнь тела обернута  социальной тканью и несколькими слоями несвободы. Но в  том-то и дело, что образующаяся телесность  обменивается на культуру и мы получаем метателесность. Тут вовсе не нужно полностью следовать за теорией символического обмена тела на фетишистские знаки стоимости, как это делал Ж. Бодрийяр[3]. Он критиковал западную цивилизацию с ее стриптизом и т.д. и не видел подобного в архаике, в Индии. Оставим закон стоимости пока в стороне. Телесность (отрефлексированное тело) обменивается на культуру. Используем почти криминальный термин – телесность сублимируется культурой и это относится к нерастраченному даже у современного человека фонду телесности, сосредоточенному в низе тела.

Получается, что пряча от посторонних жизнь интимных частей тела, мы сохраняем свой неразменный запас свободы, независимости от общества. В древности и в  эпохи чрезмерного социального контроля анальной телесной независимостью обладал только трикстер. Таким был Василий Блаженный, плативший за право говорить правду высшим иерархам тем, что он ходил под себя. Его боялся  даже Иван Грозный. Сейчас люди в туалетах портретами господ хоть в слабенькой мере претендуют быть московскими юродивыми.
---
[1] Bourke J. G. Scatological Rites of All Nationes. Washington., 1881.
[2] Мы укажем их в специальной работе
[3] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Радел IV. Тело, или кладбище знаков. М., 2000