Вернуться к обычному виду



Введение необлагаемого налогом дохода и повышение ставки НДФЛ как первый этап прогрессивного налогообложения

  

Введение необлагаемого налогом дохода и повышение ставки НДФЛ как первый этап прогрессивного налогообложения

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога – одна из главных мер улучшения социально-экономической ситуации в России.
Наличие прогрессивной шкалы – обязательное (хотя и не единственное) условие развития России. Такая шкала есть у всех стран ОЭСР, «Двадцатки», БРИКС и многих других. Более того, на Гайдаровском форуме (январь, 2013) генсек Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель Гурриа заявил, что ОЭСР «не готова принять РФ в свои ряды из-за плоской шкалы налогов, бедности и недофинансирования медицины». Анхель Гурриа посоветовал руководству РФ объявить фискальную войну вопиющим диспропорциям посредством введения прогрессивной шкалы. А ведь в ОЭСР Россия пытается попасть уже 16 лет.
Но вводить прогрессивную шкалу в России следует поэтапно. Сначала необходимо научиться выявлять доходы физических лиц из всех источников в России и за рубежом. Потом, в течение 1-2 лет можно оставить плоскую шкалу подоходного налога, установив минимальный необлагаемый налогом доход и увеличив ставку налога.
Предлагаем с 2017 года установить необлагаемый налогом доход 20 тыс. руб. в месяц и ставку НДФЛ 20%; в 2018 году ставку НДФЛ можно увеличить до 30%.
Рассмотрим, что дадут населению и бюджету предлагаемые новации.
Чтобы оценить результат, учтем, что в 2014 году был собран НДФЛ в сумме 2700 млрд. руб. , среднедушевые доходы населения, согласно Росстату , в 2014 г. составили 27.766 руб./мес. Следовательно, годовой доход населения равен 48.746 млрд. руб. (27.766 руб. х 12 мес. х 146,3 млн. чел.).  
Распределение доходов (48.746 млрд. руб.) по пяти 20% группам населения показано в табл. 6.21 Российского статистического ежегодника – 2015.
Каждая группа 29,26 млн. чел. (143,6 млн. : 5):
I группа – 5,2% доходов – 2.534 млрд. руб., средний доход 7.217 руб./мес.
II группа – 9,9% доходов – 4.826 млрд. руб., средний доход 13.745 руб./мес.
III группа – 14,9% доходов – 7.263 млрд. руб., средний доход 20.685 руб./мес.
IV группа, 22,6% доходов – 11.017 млрд. руб., средний доход 31.377 руб./мес.
V группа, 47,4% доходов – 23.106 млрд. руб., средний доход 65.807 руб./мес.
Среднемесячная зарплата в 2014 г., согласно Росстату, 32.495 руб. Зарплату получает население, занятое в экономике. Его численность 67.813,0 тыс. чел. Доходы от зарплаты составляют 32.495 руб./мес. х 12 мес. х 67,813 млн. чел. = 26.443,0 млрд. руб. Это подтверждается расчетом: доход равен частному от деления собранного подоходного налога на его эффективную ставку, которая, по данным Минфина, с учетом налоговых вычетов в 2012 году составляла 10,79%. Примем эту ставку и для 2014 г. Доход от зарплаты, судя по собранному НДФЛ, равен 25.023 млрд. руб. (2.700 млрд. руб. : 0,1079). Доходы от зарплаты по Росстату равны 26.443 млрд. руб. Именно эти доходы по факту облагаются подоходным налогом. Доходы из других источников в сумме (48.746 – 26.443) = 22.303 млрд. руб. фактически подоходным налогом не облагаются. В частности, не облагаются доходы 41 млн. 456 тыс. пенсионеров со среднемесячной пенсией 10.786 руб., составляющие в сумме 5.365,7 млрд. руб. С учетом стипендий и других социальных трансфертов, примем общую сумму доходов населения, не подлежащую обложению подоходным налогом, равной 6 трлн. руб.
Но с остальных доходов (около 16,0 трлн. руб.) налог необходимо взымать. Таким образом, подоходному налогообложению подлежит доходы в сумме (26.443 + 16.000) = 42.443 млрд. руб., занятого в экономике населения численностью 67,813 млн. чел.  Предположим этот доход распределяется по пяти группам численностью по 13,5626 млн. чел. каждая, так же, как и душевые доходы, указанные Росстатом.
I группа – 5,2% доходов – 2.207 млрд. руб., средний доход 13.560 руб./мес.
II группа – 9,9% доходов – 4.202 млрд. руб., средний доход 25.818 руб./мес.
III группа – 14,9% доходов – 6.324 млрд. руб., средний доход 38.856 руб./мес.
IV группа, 22,6% доходов – 9.592 млрд. руб., средний доход 58.936 руб./мес.
V группа, 47,4% доходов – 20.118 млрд. руб., средний доход 123.611 руб./мес.
В дальнейших расчетах принимаем допущения: не учитываем теневые доходы граждан, составляющими по разным данным от 40% до 50%; принимаем доходы граждан в 2014 и в 2016 годах одинаковыми, и принимаем собираемость налогов, равной 90%.
Если на первом этапе (2017 г.) установить необлагаемый подоходным налогом доход равным 20.000 руб. в месяц, а с оставшихся брать налог 20%, то при собираемости 90% бюджет получит от населения 2-й, 3-й, 4-й и 5-й групп доходов [13,5626 млн. чел. х 12 мес. х (5.818 руб. + 18.856 + 38.936 + 103.611) х 0,2 х 0,9 = 4.898,8 млрд. руб. С этой суммы надо вычесть потери от освобождения от налогов населения с доходами 1-й группы, т.е. 2.207 х 0,13 = 286,9 млрд. руб. Таким образом, бюджет получит НДФЛ в сумме 4.611,9 млрд. руб., т.е. на почти на 2 трлн. больше, чем было собрано в 2014 году.
Если на втором этапе (2018 г.) установить необлагаемый подоходным налогом доход равным 20.000 руб. в месяц, а с оставшихся брать налог 30% , то при собираемости 90% бюджет получит от населения 2-й, 3-й, 4-й и 5-й групп доходов [13,5626 млн. чел. х 12 мес. х (5.818 руб. + 18.856 + 38.936 + 103.611) х 0,3 х 0,9 = 7.348,2 млрд. руб. С этой суммы надо вычесть потери от освобождения от налогов населения с доходами 1-й группы, т.е. 2.207 х 0,13 = 286,9 млрд. руб. Таким образом, бюджет, доходы которого в 2016 году запланированы в сумме 13,738 трлн. руб. (см. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ), получит НДФЛ в сумме 7.061,3 млрд. руб., т.е. на 4 трлн. 361,3 млрд. руб. больше, чем было собрано в 2014 году. Таким образом, доходы бюджета возрастут более чем на 4,3 трлн. руб. или на 31,7%, т.е. почти на одну треть.
Для справки: в бюджете 2016 г. при общих расходах 16,098 триллионов рублей (дефицит бюджета 2,36 трлн. руб.) предусмотрены расходы на:
- образование – (3,8%) – 611 млрд. руб.
- здравоохранение – (2,49%) – 400 млрд. руб.
- культуру и кинематографию – (0,58%) – 93 млрд. руб.
- физическую культуру и спорт – (0,44%) – 70 млрд. руб.
- жилищно-коммунальное хозяйство – (0,54%) – 74 млрд. руб.
По этим данным можно судить, насколько велики суммы 2 трлн. руб. и, тем более, 4,3 трлн. руб., которые мог бы получить бюджет за счет минимального совершенствования подоходного налогообложения. А там, глядишь, и наш футбол станет лучше, и пенсионеры и студенты будут покупать что-то помимо еды и т.д.
Возможно, мои расчеты не идеальны. Буду рад узнать мнение читателей.