Вернуться к обычному виду



Блог Олега Фиговского - Сообщения с тегом "образование дидактика"

  
  • Архив

    «   Декабрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          
Фиговский Олег  Львович

Блог Олега Фиговского

Автор: Фиговский Олег Львович

Prof. Oleg L. Figovsky is the founder, Director R&D of International Nanotechnology Research Centre “Polymate” (see at: http://www.polymateltd.com/), where he is carrying now many research works in nanostructured corrosion resistant composite materials and protective coatings based on polymer and silicate matrix. In 1982 he elaborated the first nanostructured anticorrosion composite materials based LG-matrix, where nanoparticles are forming during technological process by hydrolysis of TFS. Last his elaborations are nanostructured nonisocyanate polyurethanes, nanocellulose and nanocomposites based on epoxy-rubber binders.
Novel nanotechnologies invented by prof. Figovsky were a base for establishing a few of industrial production in USA, Canada, China, Russia and Israel.
He is also the President of IAI (Israel), member of European Academy of Sciences, Foreign Members of two Russian Academies of Sciences (REA & RAACS), the chairman of the UNESCO chair “Green Chemistry”. For few of his inventions in nanotechnologies he received gold and silver medals at the IENA-98 (Nurnberg, Germany).
From 1999 he is the editor-in-chief of the journal “Scientific Israel – Technological Advantages”, from 2008 – of the “Open Corrosion Journal” and from 2010 the journal "Resent patents on Corrosion Science".
In 2006 he received the Gold Angel Prize at the “Genious-2006” exhibition and in 2007 NASA Nanotech Briefs®’ Nano 50™ Award, Prof. Figovsky had many times keynote lectures, including for National Investment Banking Association (see at: http://www.nibanet.org/Figovsky-slideshow.html
For last ten years prof. Figovsky was a chief scientific adviser for 3 investment institutions.
Prof. Figovsky is now Director R&D of US investment and transfer technology company “NanoTech Industries, Inc.” (see at: http://www.nanotechindustriesinc.com/index.php). Prof. Oleg L. Figovsky has more than 500 patents and has published and lectured extensively. He is one of authors of the Encyclopedia of Surface and Colloid Science, (http://www.dekker.com/sdek/issues~db=enc~content=t713172975)
Prof. Figovsky was elected as a Presidium member of Russian Nanotechnology Society (2008). During last a few of years prof. Figovsky carrying his reviews as an expert of Israeli Ministry of Industry & Trade (BASHAN program), European Committee (7 framework program) and RusNano (Russia). He is a honorary professor of Voronezh University (VGASU) and Kazan State National Research Technical University. In 2009 prof. Figovsky became the VIP-expert of Russian Foundation for small and middle business.
Web-site: http://figovsky.borfig.com/


К.Л.Левков,О.Л.Фиговский. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИХ МОДЕЛЕЙ, АНАЛОГИЙ И ИЗОМОРФНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИННОВАЦИОННОГО ИНЖЕНЕРА.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИХ МОДЕЛЕЙ, АНАЛОГИЙ И ИЗОМОРФНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИННОВАЦИОННОГО ИНЖЕНЕРА.К.Л.Левков,   О.Л.Фиговский

Процесс профессиональной подготовки различных категорий специалистов определяется характером их деятельности. Существует, например, разница между количеством и характером возникающих ситуаций, при которых необходимо принимать адекватные решения у операторов станков-автоматов и у врачей терапевтов. Чем в меньшей степени деятельность специалиста попадает под направляющие требования различного рода стандартов, правил и других нормативных документов, тем выше его свобода выбора при принятии решений. А это обстоятельство, в свою очередь, определяет более высокие требования к уровню образования и профессиональной подготовки инновационных инженеров. У свободы принимаемых решений должен быть свой внутренний ограничитель. Этим ограничителем являются профессиональные знания и опыт их практического применения.
Инновационный инженер относится к категории специалистов, выполняемая работа которых относится к высшим формам человеческой деятельности (творческие работники, учёные, инженеры-изобретатели, педагоги, врачи, адвокаты). Процесс подготовки этих специалистов отличается тем, что достижение ими продуктивного (или высокого) квалификационного уровня происходит через 10  - 12 лет с момента начала учёбы в университете. Это связано с тем, что в педагогике профессионального обучения за обозримый исторический период каких-либо существенных методологических прорывов, направленных на сокращение сроков профессионального становления,  не произошло. Стихийно-повседневный процесс приобретения индивидуального профессионального опыта является доминирующим для этой категории специалистов.

В отличии от традиционных образовательных методов, процесс подготовки инновационных инженеров должен также иметь инновационный характер. Необходима разработка обучающих методов, которые способствуют повышению качественных показателей обучения и сокращению сроков достижения специалистами уровня профессионального мастерства.

Уровень развития образовательных технологий по части технического обеспечения, разнообразия и доступности учебной информации, а также её мультимедийности за последние годы существенно возрос. Поисковые системы Интернета, игровые и обучающие и тренинговые программы, виртуальные инструменты и экспериментальные установки стали реальными компонентами общеобразовательных и обучающих технологий.

Однако, эти достижения в развитии технических средств обучения (ТСО) не привели к ощутимому прогрессу в области образования. Причиной этого является то, что консервативным элементом системы обучения является сам обучаемый. Если более конкретно, то это свойственные человеку механизмы восприятия, связанное с этим восприятием мышление и последующее ассоциативное запоминание учебной информации.

Человеческие психофизиологические возможности давно уже не соответствуют объёму подлежащей усвоению учебной информации за установленные промежутки времени. Кроме того, свойство человеческого мозга очищаться от воспринятой и неиспользуемой  информации через некоторое  время, существенно снижает объём оставшихся в памяти активных знаний.

Фантастическим прорывом в образовании и решением данной проблемы явилось бы, например, безболезненное и безвредное для организма введение знаний с помощью специальных устройств, препаратов, пищевых добавок или кондитерских изделий с энергоинформационным наполнением. Проблема «закачки» полностью отсутствует, например, при быстром и практически безпредельном наполнении учебной информацией компьютерной памяти. Однако, компьютер способен искать, интерпретировать и сочетать разнородную информацию по заранее введенным алгоритмам, которые определяются человеком.
Реальные дидактические  методы разрабатываются с учётом психологии восприятия, т.е. возможности студентов воспринимать и эффективно усваивать определённый объём учебной информации за единицу времени. Педагогика, как наука и часть общей системы знания, не является обособленной и невосприимчивой к использованию междисциплинарных моделей или аналогий. Возможность использования в разрабатываемых образовательных методах аналогии и изоморфные модели других предметных областей является эффективным средством повышения КПД учебного процесса. Одной из областей, богатых на естественные модели является биология и, в частности, обменные процессы в растениях и организмах животных и человека.

Процесс поглощения веществ и энергии в биологии предшествует процессу их усвоения. Фотосинтез в физиологии растений является совокупностью процессов поглощения и усвоения энергии квантов света для синтеза органических веществ на базе углекислого газа, воды и почвенных ресурсов при участии фотосинтетических пигментов. Из вдыхаемого человеком и животными воздуха усваивается только часть кислорода. Из съеденной пищи усваиваются необходимые для жизнедеятельности вещества, а не весь её объём. В соответствии с законами метаболизма, масса поглощённых веществ или количество поглощённой энергии больше чем то, что усвоено  растениями или живыми организмами.

Если в случае фотосинтеза, дыхания и принятия пищи инициатором поглощения является биологический объект и этот процесс является полезным для жизнедеятельности, то процесс облучения того же биологического объекта источником рентгеновского излучения, связанный также с его поглощением является вынужденным (принудительным) и поэтому жизненно вредным.

По аналогии, в процессе обучения, так же происходит процесс поглощения учебной информации. И так же количество поглощенной (воспринятой) информации, как правило, больше чем усвоенной. Глагол «усвоить» образован из слова «свой». Учебная информация усваивается (т.е. становится своей и  активной) в процессе её осмысления с использованием ряда мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация). Процесс осмысления учебной информации семантически похож на процесс пережёвывания пищи. Чем тщательнее пища пережёвана – тем лучше она усваивается. Соответственно, всесторонне осмысленная учебная информация лучше усваивается и надолго остаётся в памяти. Усвоенную учебную информацию принято называть знаниями.

В соответствии с внешней моделью, пища, съеденная с аппетитом, лучше усваивается и полезнее для организма, чем съеденная без желания. По аналогии, мотивированное восприятие учебной информации содействует её усвоению в значительно большем объёме и при более высоком показателе прочности знаний.

Эффективными средствами повышения познавательной мотивации, являются, например,  проблемный, поисковый и исследовательский методы обучения. В современной педагогической концепции эти методы являются составной частью контекстного обучения. Априорная, до изучения соответствующих курсов, постановка проблемы, требующей мобилизации и использования обширного массива информационных ресурсов, создаёт условия для активного и прагматичного восприятия всей получаемой студентом целевой информации.

Эффект данного метода обучения достигается тем, что студент, получив задание, начинает самостоятельную работу по заданной теме до чтения лекций, в которых содержится необходимая для выполнения задания или проекта учебная информация. Лекционные курсы, в этом случае, выполняют функции дополняющего и закрепляющего дидактического фактора.

Широта междисциплинарных знаний  является одним из важных свойств знаний и критерием, определяющим квалификационный уровень инновационного инженера. Междисциплинарный подход в образовании обусловлен тем, что инновационному инженеру необходимо быть готовым к созданию технических систем, в основу работы которых положено разнообразие законов, принципов, эффектов и стандартных решений из разных предметных областей. Прямые административные решения, связанные с простым увеличением количества учебных дисциплин и объёма учебного материала сталкиваются с дидактическим противоречием, которое можно сформулировать следующим образом: «Инновационному инженеру необходимо быть компетентным во множестве предметных областей, но при этом процесс обучения не должен выходить за допустимые временные и психогигиенические пределы».

Наличие любого противоречия свидетельствует об изобретательском характере задачи, требующей для её решения соответствующих методов. Одним из этих методов является метод аналогий. В данном случае, в качестве аналогии могут быть использованы технологии сжатия информации, использующие содержащуюся в любых информационных структурах избыточность.

Избыточностью в текстовых, звуковых и видео файлах является, например, повторение в  них одинаковых фрагментов (слов естественного или машинного языка, пропуски в тексте и др.). Для устранения этой избыточности существуют методы сжатия информации, реализованные в архиваторах для текстовых файлов (ZIP, RAR и др.). Для сжатия звуковых файлов широко используется формат MP3, а для видео файлов – формат MP4.

Избыточностью в учебной информации  является наличие в изучаемых предметах и в междисциплинарном пространстве повторяющихся изоморфных явлений, процессов, принципов и законов, которые являются различными по природе и одинаковыми по свойствам, характеру и формально-математическим описаниям. Возможность их объединения в едином тематическом построении снижает объём изучаемого материала без ущерба к его содержанию путём устранения учебно-информационной избыточности.

Прочность знаний, наряду с их широтой, также относится к числу важных свойств и квалификационных критериев. Прочность материалов и прочность знаний имеют общую изоморфную модель, базирующуюся на семантике понятия «прочность». Прочность (в физике и материаловедении) — свойство материалов сопротивляться разрушению под действием внутренних напряжений, возникающих под воздействием внешних сил. Прочность знаний – критерий устойчивости знаний к  «разрушительному» воздействию времени или их способность противостоять процессу самоочищения памяти от неиспользуемой информации. В более педагогическом определении, прочность знаний - дидактический критерий, определяющий основательность усвоения учебного материала, устойчивое закрепление его в памяти учащихся, свободное воспроизведение и применение на практике.

В качестве внешней, по отношению к педагогике, модели прочности знаний может служить, например, рассматриваемая в кристаллографии кристаллическая структура минералов с высокой твёрдостью. Каждый атом кристаллической решётки связан со своими соседями прочными ковалентными связями, что обуславливает их взаимную «поддержку». По данной аналогии прочность знаний, основанных на функциональных ассоциациях и связях с изоморфными явлениями, аналогиями и системными компонентами других предметных областей, существенно выше чем «непривязанные» и быстро забываемые при редком использовании знания, относящиеся к одной предметной области.
Реализация процесса объединения изоморфных явлений, аналогий, процессов, принципов и законов для целей образования и обучения является составной частью ассоциативной дидактики, которая помимо снижения объёма учебной информации. позволяет значительно повысить коэффициент полезного действия образовательного процесса в направлении расширения междисциплинарного кругозора, развития общего и системного мышления, а также повышения прочности знаний. Основой метода является принцип тематического объединения, реализуемый путём взаимной ассоциативной привязки тем и решаемых задач изучаемых предметов к похожим явлениям и задачам других предметных областей. Тематическое объединение может быть произведено также на основе общего ассоциативного признака (например, общей математической модели). Практическое осуществление метода ассоциативной дидактики производится  путём соответствующего логического анализа учебных материалов и подбора изоморфных явлений, математических и семантических моделей из существующей системы знания, состоящей из множества взаимосвязанных предметных областей.

Глубина знаний. Из трёх основных, с позиции дидактики, свойств знаний (широты, глубины и прочности) глубина знаний является наиболее неопределённым свойством из-за отсутствия чёткого критерия необходимой детализации при общеобразовательном изучении конкретной темы. Это связано с тем, что пределов познания, даже в узких предметных областях, не существует. Поэтому в отношении глубины знаний при подготовке инновационных инженеров вводится принцип осознанной достаточности, который позволяет определить глубину необходимого знания в зависимости от сложности решаемой задачи. Более важным качеством специалиста, в этом случае, является знание того, к какой предметной области и её разделу необходимо обратиться для получения требуемой информации для решения конкретной проблемной задачи. Принцип осознанной достаточности не создаёт у студента ощущения предела достигнутой глубины в изучении конкретных тем и, тем самым, стимулирует самостоятельное рассмотрение учебного материала при возникшей в этом необходимости.

Минимально достаточными и применимыми при системном проектировании являются товароведческие знания. Товароведение – это научная дисциплина, предметом изучения которой являются потребительские свойства товаров, их классификация кодирование и стандартизация.
Товарами являются разнообразные ресурсы, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей, в том числе и  научно-информационных потребностей при решении проблемных задач. . Т.е., по аналогии,  товарная идентификация может быть применена и к единицам знаний. В этом случае каждая единица знания помимо описания внешних функциональных свойств должна иметь типовый перечень рекомендаций по её применению.

Например, эффект Пельтье в физике определяет функциональную взаимосвязь между током, текущим через место контакта двух разнородных проводников и разностью температур по обе стороны этого контакта.  Элементы Пельтье применяются в устройствах, где необходимо охлаждение или нагревание с относительно небольшой разницей температур или поддержание постоянства температуры в узком температурном диапазоне. Применение элемента Пельтье при системном проектировании не требует основательного понимания природы термоэлектричества.

При междисциплинарном обучении инновационного инженера представляется весьма сложным осуществление глубокого познавательного проникновения в каждую из изучаемых предметных областей. Инновационный и системный инжиниринги, в рамках системных построений ориентированы на выбор необходимых ресурсов, в соответствии с их характеристиками. При этом, выбор требуемых единиц знаний не является исключением.

Управление познавательной деятельностью.  Заслуживает особого рассмотрения, как направление использования внешних моделей в педагогике профессионального обучения, заслуживает область управления.
Современная дидактика трактует обучение как процесс управления познавательной деятельностью обучаемого или как процесс управления усвоением знаний. Идеи управления пришли в педагогику в начале 60-х годов прошлого века из бурно развивавшейся в тот период кибернетики. В кибернетике управление – это такое воздействие на объект (процесс), которое выбрано из множества возможных воздействий с учетом поставленной цели, состояния объекта (процесса), его характеристик и которое ведет к улучшению функционирования или развития данного объекта. В педагогике эти идеи поддержали американский психолог Б.Ф. Скинер и российские ученые П.Я.Гальперин, Л.Н.Ланда, Н.Ф.Талызина и др. По их мнению, в случае обучения и воспитания «объектом» управления являются человеческая личность, различные виды психической деятельности человека, направленные на усвоение содержания обучения. При этом программа (норма) такой деятельности может быть достаточно точно задана на основе описания ее психологических механизмов. В этом случае деятельность учителя будет во многом приближаться к деятельности по управлению действиями ученика для усвоения содержания обучения и для более широкого самообразования учащегося.

Данный дидактический метод предполагает доминирование проблемного, поискового и исследовательского методов обучения. Он весьма эффективен, так как он стимулирует мотивацию к обучению и основывается на целенаправленной, управляемой и самостоятельной познавательной деятельности обучаемого. Подобный подход реализует идеальную форму интерактивного взаимодействия учитель-ученик, где учитель адаптируется к исходному, а затем текущему уровню знаний обучаемого и его психологическим особенностям, а также к его темпу самостоятельного усвоения учебного материала. После адаптации, базирующейся на подсистеме контроля знаний, производится процесс выработки управляющего решения, которое направляет обучаемого  на изучения конкретного учебного материала или на повторение пройденного. Таким образом, подобная форма обучения основывается на самостоятельном поиске и усвоении необходимой информации при консультативной преподавательской поддержке.

Описанный метод управления познавательной деятельностью изоморфен модели адаптивного управления. Адаптивное управление в технических объектах — это совокупность методов теории управления, позволяющих синтезировать системы управления, которые имеют возможность изменять параметры регулятора или структуру регулятора в зависимости от изменения параметров объекта управления или внешних возмущений, действующих на объект управления. В случае построения педагогических систем, объектом управления является обучаемый, а регулятором является преподаватель, так как  регулятор в теории управления это устройство, которое следит за работой объекта управления как системы и вырабатывает для неё сигналы управляющих воздействий. Регуляторы следят за изменением некоторых параметров объекта управления и реагируют на их изменение с помощью задаваемых алгоритмов управления в соответствии с требуемым качеством управления.

Близость метода управления познавательной деятельностью обучаемого к модели адаптивного управления позволят в будущем произвести полную замену рутинных процессов обучения, осуществляемых пока преподавателями, на продуктивную методическую работу по созданию обучающих программ для автоматизированных вначале и автоматических в перспективе обучающих систем (АОС). Эти системы, как минимум, должны заменить преподавателей при чтении лекционных циклов. АОС создаются для целей как автономного, так и дистанционного обучения. Следует предполагать, что дальнейшее совершенствование существующих и построение будущих АОС будет идти в направлении реализации функций адаптивного дидактического управления. Кроме этого, введение в педагогику понятия адаптивного управления во многом должно изменить представление о содержании деятельности педагога и методах ее реализации.

Заключение.
Использование внешних моделей, аналогий, изоморфных явлений, законов, эффектов и принципов в педагогике профессионального обучения существенно расширяет дидактические возможности процесса образования и обучения и является методологической основой дидактики ассоциаций.
Ассоциативная дидактика является эффективным дидактическим методом, который помимо исключения  изоморфной учебной информации из подлежащих изучению учебных материалов, существенно увеличивает широту и прочность знаний благодаря синергетическому обучающему эффекту. Этот эффект достигается благодаря объединению в общем тематическом построении изоморфных явлений, процессов, принципов, законов, различного рода аналогий и т.п. на основе общих объединяющих признаков. Как следствие, применение ассоциативной дидактики служит цели формирования индивидуальной прикладной базы знаний каждого из студентов.
Ассоциативная дидактика предназначена, прежде всего, для целевой подготовки инновационных инженеров с уже имеющимся академическим образованием, творческим стилем мышления и необходимой мотивацией. Этот метод не предусматривает банальное повторение пройденных в университете дисциплин. Ассоциативная дидактика ориентирована на подготовку специалиста с высоким уровнем профессиональной мобильности в рамках одного из инновационных направлений для осуществления функций инновационного инжиниринга.

Литература

1. K. Levkov, O. Figovsky: On the training of innovative engineers. Scientific Israel - Technological Advantages, vol. 12, No.4, 2010, pp. 179-186.

2. Левков К.Л,, Фиговский О.Л. Построение профессиональной модели инновационного инженера на основе анализа его деятельности. Сборник докладов конференции "Intercultural Ties in Higher Education and Academic Teaching". Ariel University Center of Samaria. 19-21.09.2011.

3. Левков К.Л., Фиговский О.Л.  Двумерный метод обучения в процессе подготовки инновационных инженеров. Сборник докладов научной школы с международным участием "Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития". Казань 5-7.10.2011.

4. Левков К.Л., Фиговский О.Л. Инновационный процесс и инновационный инженер. Апрель 2012. http://rehes.org/lst2/lst2_innov.html.

5. Левков К.Л., Фиговский О.Л  Функции инновационного инженера в процессе перевда первичой идеи в инновационный замысел. Июль 2012 г. http://rehes.org/lst2/levkov2.html.

6. Рыжов В.П. ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Открытое образование 5/2005.

7. КУРАЕВ А.А. Доклады БГУИР. ЭЛЕКТРОНИКА. ИЗОМОРФИЗМ И ВОЛНОВАЯ ГИПОТЕЗА ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ. 2003.

8. Профессор В.М. Задорский       Креативизм или кретинизм?
http://blog.liga.net/user/vzadorskiy/article/6338.aspx

Вопросы и ответы к презентации метода двумерной дидактики (ДД) Oleg Figovsky & Klimenty Levkov

Вопросы и ответы к презентации метода двумерной дидактики (ДД)
Oleg Figovsky & Klimenty Levkov

Вопрос: «Что явилось побудительным мотивом, определившим необходимость в разработке метода ДД?».
Ответ.
         Деятельность авторов метода ДД осуществляется в среде студентов, докторантов и научных сотрудников, имеющих отношение к исследованиям и инновационным разработкам. Совместная работа с биологами, медиками, материаловедами, представителями технических специальностей выявляет наличие затруднений в междисциплинарном взаимопонимании и взаимодействии различных категорий специалистов. Кроме этого, принимаемые и не всегда оптимальные решения научных или инженерных проблем в рамках одной предметной области делаются без учёта и использования всего многообразия возможностей, которые даёт междисциплинарное пространство. Анализ существующего процесса подготовки инженеров показал, что предметная разобщённость обучения существенно снижает творческие возможности будущих специалистов. Предлагаемый метод призван, в определённой степени, решить эту проблему. В качестве модели можно утверждать, что наличие в активном словарном запасе любого человека множества синонимов делает его речь более красивой, убедительной, повышает образность словесных описаний и т.д. Кроме информационной компоненты, основанной на освоении блоков изоморфно (или гомоморфно) связанных между собой дидактических единиц, метод ДД , в силу своей специфики, стимулирует развитие системного мышления и других приведенных в лекции личностных и квалификационных качеств.

Вопрос: «Каким образом метод ДД связан с процессом подготовки инновационных инженеров?»
Ответ.
         Прежде всего, нами была выделена та часть жизненного цикла вновь создаваемых технических систем, которая объективно может быть названа инновационной стадией. Она начинается с процесса появления инновационной идеи и заканчивается оформлением  технического задания на конструкторско-технологическую разработку нового изделия. Это наиболее ответственный и относительно длительный по времени процесс, в осуществлении которого участвуют инженер, маркетолог и патентовед. Специфика деятельности инженера в рамках инновационной стадии существенно отличается от деятельности инженера-конструктора, технолога и других участников создания инноваций. В связи с этим его квалификационный статус  может определяться как статус инновационного инженера. Он является, по сути, главным действующим лицом в реализации большинства этапов  инновационной стадии. В рамках данной стадии происходит процесс зарождения нового объекта техники в условиях относительной творческой свободы, с одной стороны, и наличием множества ограничений (маркетинговых, технических, патентных и т.д.) с другой стороны. Множество разноплановых этапов инновационной стадии жизненного цикла технических систем требует от инновационного специалиста разносторонних знаний, связанных с реальной практической деятельностью, а также системного и творческого мышления при принятии инженерных и изобретательских решений. Так как существующая система инженерного образования не в полной мере отвечает требованиям подготовки этой категории специалистов, появилась необходимость в разработке предложений по изменению характера их обучения.
         Разработке учебных программ предшествует этап формирования профессиональной модели инновационного инженера в привязке к соответствующим обучающим методам, направленным на формирование выделенных в этой модели качеств (компетенций). ДД представляется авторами как один из наиболее эффективных методов, соответствующих  поставленным дидактическим целям.

Вопрос: «Почему метод назван двумерным?»
Ответ.
         ДД определена как метод, основанный на связях конкретных тем, законов, понятий с близкими, по определённым ассоциациям, признаками в других темах и предметных областях. Этими признаками могут служить, прежде всего, общие математические и семантические модели. Вместе с тем, возможны ассоциации по ряду других выбираемых признаков. Критерием выбора ассоциативных признаков может служить только дидактическая эффективность.
Количество ассоциативных связей может меняться от темы к теме. Оно не является постоянным. Кроме этого, процесс преподавания конкретной дисциплины, при реализации метода ДД, нацелен, прежде всего, на её изучение с приведением аналогов и изоморфизмов из других предметных областей на уровне, достаточном для понимания их характеристических описаний. Таким образом, в реализации метода ДД участвуют две связанные между собой части: изучаемый предмет на уровне конкретной темы, закона, правила, явления и т.д. и ассоциированные с ними по избранным признакам  единицы знаний других предметных областей. Графическое представление метода ДД приведено на соответствующем слайде презентации.

Вопрос: «Существует ли методика поиска и целевого объединения дидактических изоморфизмов в единые обучающие блоки»
Ответ.
         До настоящего времени процесс поиска дидактических изоморфизмов и аналогов основан на интеллектуальном багаже авторов, их инженерной и научной квалификации. Эффективным средством поиска информации являются поисковые программы Интернета и интуиция, позволяющая искать изоморфизмы в различных предметных областях.
         Что же касается объединения, то тут необходим целевой объединяющий признак. Например, при рассмотрении температуры, как фактора при системном анализе и синтезе, производится подбор законов и явлений с выраженными температурными влияниями и проявлениями.
Отсюда: процесс температурного линейного удлинения и объёмного расширения, изменение электрического (омического) сопротивления проводников первого и второго рода при изменении температуры, физическая термодинамика, процессы нагревания и охлаждения в технических системах, температура как диагностический признак и как фактор терапевтического воздействия в медицине и т.д.
При этом, желательным результатом подобного ассоциативного объединения единиц знаний является выработка обобщающего определения закона, принципа, правила и т.п.

Вопрос: «Как известно, педагогика – это воспитание плюс дидактика. Реализует ли предлагаемый метод ДД функции воспитания?»
Ответ.
         Метод ДД, в силу своей междисциплинарности и многофункциональности, обладает также и воспитательным потенциалом. Эффективность воспитательного воздействия, реализуемого ДД, обусловлена потенциальными связями изучаемых тем с изо- и гомоморфными психологическими и социальными явлениями. Реализация воспитательной функции ДД производится в качестве примеров при чтении лекций.
В ранее рассмотренных примерах в качестве компонентов процесса производства выступали мотивация, лень, мешающие факторы, производительный труд и его результат. Т.е с помощью закона Ома (Закона Движущей Силы), как модели, было показано, что для повышения собственной эффективности и К.П.Д. необходима высокая мотивация (желание) и низкий уровень лени.
         В качестве следующего примера, связанного с рассмотрением сущности законов сохранения и сопутствующего, при этом, воспитательного воздействия, рассмотрим процесс формирования понятия общего и объективно существующего Закона Сохранения Ресурсов.
         Когда учащиеся школ или студенты колледжей и университетов изучают, например, законы сохранения энергии (ЗСЭ) или вещества (ЗСВ), то в подавляющем большинстве случаев эти законы запоминаются ими на вербальном уровне как стихи, слоганы или пословицы. Они остаются в памяти, как правило, в привязке к физике (ЗСЭ) и химии (ЗСВ). Это и понятно, так как за формирование понятия ЗСЭ отвечает программа и методика преподавания физики, а за ЗСВ – химии. За все остальные предметные области, в которых реализуется общий  закон сохранения ресурсов (ЗСР), будет отвечать ДД, которая нацеливает студентов на понимание того, что ЗСЭ и ЗСВ являются частными случаями ЗСР. Такими же как и закон сохранения импульса и закон сохранения его момента, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения лептонного числа, закон сохранения барионного числа и др.
         Энергия, вещество, время, деньги, свобода, жилищная, производственная и сельскохозяйственные площади, грузоподъёмность транспортных средств и многое другое являются ресурсами, которыми оперирует ЗСР. В общем случае ЗСР можно сформулировать так: «В изменяющихся процессах (энергетических, химических, социальных, финансово-экономических и др.) любой ресурс на количественном или качественном уровне не пропадает, а переходит из одной формы реализации в другую». Возможна производная формулировка ЗСР: «Если часть какого либо ограниченного ресурса использована для реализации одной конкретной цели, то для реализации других целей можно воспользоваться только его остатком».
         Общий закон сохранения (ЗСР) в отношении к энергии, веществу, деньгам, площадям и другим измеряемым ресурсам оперирует количественными оценками. Однако, существуют и такие ресурсы, которые не могут быть измерены и, соответственно, количественно оценены. Один из этих ресурсов – свобода.
Понятие (категория) свобода в разных интерпретациях и ракурсах формулируется философией, социологией, психологией, юриспруденцией и другими науками, но в рамках системного анализа свобода является ресурсом, которым на качественном уровне оперирует ЗСР. Если, к примеру, правоохранительным и карательным органам предоставить полную свободу действий, то остальные граждане будут её лишены тоже полностью, причём с возможностью крайнего проявлением несвободы – лишением права на жизнь. Если одно лицо или группа лиц присваивает себе свободу горланить по ночам, включать громкую музыку и другие источники шума, то остальная многочисленная группа граждан лишена свободы выспаться перед наступлением нового рабочего дня. Свобода – это такой же ресурс как и пирог на столе. Если кто-то возьмёт себе больше, то кому-то или всем остальным достанется меньше. Иначе говоря, если чья-то свобода не ограничена рамками закона или принятыми обществом нормами морали, то все остальные этой свободы лишены.

Вопрос: «ДД декларируется авторами как метод, ориентированный на подготовку инновационных инженеров. Почему же примеры, приводимые вами в ранее опубликованной статье и в презентации, соответствуют по сложности задачам пятого класса средней школы?»
Ответ.
         Много лет тому назад один из авторов [К.Л], находясь в статусе сотрудника кафедры технических средств обучения (ТСО), присутствовал на вводной лекции, которую читал один из доцентов этой кафедры для слушателей курсов повышения квалификации преподавателей техникумов. Аудитории из 30-ти с небольшим человек был задан вопрос: «Что такое азимут?» (5-ый класс, география). Не один из преподавателей с высшим образованием не смог ответить на этот вопрос. Именно на это незнание и был рассчитан педагогический эффект обучающего воздействия. Далее лектор, с интервалом в 5 -7 секунд, начал без комментариев укладывать на линзу графопроектора оригиналы для пошагового построения на экране изображения местности и визируемых объектов. После завершения он повторил ранее заданный вопрос. Аудитория хором дала чёткое и правильное определение азимута. После этого лектор спросил аудиторию: «Я вам что-то объяснял?». Аудитория хором ответила: «Нет!». Далее аудитории был задан следующий вопрос: «Так что же такое идеальное средство обучения?» и был получен ответ большинства слушателей: «Идеальным следует считать такое средство обучения, которое полностью заменяет лекторскую функцию преподавателя».
         Не погружаясь в анализ психологического механизма  данного педагогического воздействия, можно сказать, что приведенный пример достаточно убедительно показывает предпочтительность простых примеров, так как они понятны большинству слушателей, демонстрируют наличие дидактического потенциала и заставляют вспоминать  детство.

Вопрос: «Какова история появления и какие, на ваш взгляд, перспективы внедрения метода ДД?».
Ответ.
         Авторская статья под названием «К вопросу подготовки инновационных инженеров», где впервые был упомянут метод ДД, была опубликована в конце мая – начале июня 2010 г. До этой публикации он применялся авторами при построении лекций [О.Ф.], работой с малыми студенческими группами и при индивидуальном консультировании [К.Л.]. Статья была опубликована в нескольких журналах и на многих сайтах. Её прочло множество людей. Было несколько критических замечаний не по существу и неадекватная реакция одного из бывших педагогов-методологов профессионально-технического образования (ныне пенсионера) без указания конкретных недостатков (плохо всё, полнейшая чушь). В качестве принятого авторами пожелания была рекомендация выделить и развить в дальнейшем методическую часть, оставив публицистику для соответствующих профильных журналов и сайтов. В подавляющем своём большинстве отзывы на статью в Израиле и в России были положительными. В плане популяризации метода, 20 сентября 2011 г. в Университетском центре в Ариеле (Самария) на научной конференции на тему: «Intercultural Ties in Higher Education and Academic Teaching» одним из авторов [К.Л.] была представлена презентация «Двумерная дидактика, как реализация внешних моделей в процессе подготовки инновационных инженеров».
         В настоящий момент разработаны проект программы и значительная часть лекционного курса (20 часов) по теме «Инновационный инженер. Введение в специальность». Данный курс, в ближайшей перспективе, предполагается к чтению в отдельных ВУЗ(ах) России как факультативный (выборочный). В Израиле в начале 2012 года он будет представлен в одном из колледжей Тель-Авива. В дальнейшем планируется методологическое развитие метода ДД в приложении к различным направлениям инновационной деятельности.